Где вы были, когда погибла леди Диана? Понятное дело, спустя десять лет после парижской трагедии уже трудно представить убедительное алиби. Впрочем, обвиняемый давно уже есть — Жестокий Мир, убивший сказочную принцессу. Он отныне остается единственным — королевская семья, на которую также возлагалась ответственность за эту смерть, теперь вне подозрений. Фильм «Королева» Стивена Фрирза, стал завершающей точкой в расследовании этой истории.
Собственно говоря, Диана в картине — лишь имя, лицо с фотографий и телерепортажей, невидимая сила, сплотившая миллионы людей по всему миру в необъяснимом пароксизме горя.
Главные герои — это свежеизбранный премьер-министр Великобритании Тони Блэр и королева Елизавета II. Политик, пришедший к власти на лозунгах обновления, модернизации страны, и женщина, несущая бремя живого символа национального духа, преемственности славных времен, когда над империей никогда не садилось солнце. И этим людям придется расхлебывать кашу, заварившуюся под сполохами фотокамер в злосчастном парижском тоннеле.
Суть конфликта проста. Для Виндзоров смерть Дианы Спенсер, официально разведенной с принцем Чарльзом и переставшей быть членом семьи, — частное дело, причем не их, а Спенсеров. Для избирателей Блэра, принесших к Букингемскому дворцу буквально миллионы цветов, эта смерть — национальная трагедия, требующая национального траура и катафалка с караулом гвардейцев. В попытках Блэра убедить королеву в том, что глас народа — глас Божий, и пройдет большая часть фильма. Взаимопонимание почти невозможно. «Почему не приспущен флаг над резиденцией? Им просто наплевать?» — возмущаются люди на площади.
<2>
«Даже мои похороны этого не предполагают…» — растерянно говорит милейшая старушка королева-мать.
Удивительным образом степень нахальства Фрирза, взявшегося живописать вполне живых политиков и августейших особ, равна его элегантной сдержанности. Тщательно выстроенная картинка отсылает своей фактурой к документальности, а своей живописностью — почти к грезе. В этом тихом гипнотическом, часто комичном пространстве спален, столовых, пеших прогулок и рабочих кабинетов, интимной области частной жизни премьера и королевы, разворачивается удивительнейший анализ современности. Прямая спина и сжатые губы королевы, профессиональная улыбка премьера — постепенно становится ясно, что все это больше, чем жесты. И когда, выдохнув: «Меня еще никогда так не ненавидели», королева идет на уступки и ради Дианы общество одалживает план похорон королевы-матери, заменив членов августейших особ Европы на поп-знаменитостей вроде Элтона Джона, становится окончательной ясно, что Фрирз затеял эту историю ради вопросов столь существенных, что к ним даже не принято обращаться.
<3>
Это власть и ее источник.
Леди Диана, «королева сердец», как называли ее британцы, «народная принцесса», как назвал ее Блэр, была дочерью виконта и виконтессы. Леди она стала, когда ее отец принял наследный титул графа. В мифе о Диане она девушка из простой семьи, вышедшая замуж за принца, измученная его родней и трагически погибшая при попытке бегства. Обладая всеми правами на аристократическую традицию, родив наследников престола, она предпочла иной источник могущества — силу селебрити. Ее публичные интервью и признания, развод, шумная благотворительная деятельность, дружба с поп-звездами сделали ее более любимой и, в конечном счете, более влиятельной — во всяком случае после смерти.
Королева, живущая по принципу «сначала долг, потом чувства», вместо благотворительности служившая во время войны автомехаником, часть бесконечно устаревшего и теряющего силу и смысл института, черпающая источник своей власти в традициях, долге, истории, мандате неба наконец, эту схватку проиграла. За весь спектр чувств, которые подобная ситуация может вызвать у главы королевского дома, Хелен Миррен заслуженно получила свой «Оскар».
Впрочем, когда заканчивается фильм, остается чувство, что настоящие королевы не проигрывают никогда.