Сакраментальное «Она схватила ему за руку и спросила: «Где ты девал деньги?» неизбежно возникнет после просмотра этого произведения. Страшное число потраченных миллионов, вместе с рекламным бюджетом приблизившееся к двадцати, все-таки формирует ожидания — на что можно потратить такую кучу денег?
Деньги, судя по всему, были сожжены в печке при каком-нибудь языческом ритуале вызывания удачи и укрощения враждебных проекту демонов.
Шаг разумный — снимая в диковинном жанре патриотического фэнтези, всегда стоит подстраховаться. И ведь могло все получиться — триумф, касса, быть может, даже спецпоказ в Администрации президента, но то ли элементарные духи не приняли жертву, то ли горело плохо, а пошло все наперекосяк. Три года съемок и постпродакшена по бестселлеру Семеновой, юная звезда Акиньшина и летучая лисица в роли летучей мыши не принесли должной радости.
Счастливое детство мальчика из рода Серых псов было прервано набегом свирепых негодяев. Мерзавцам, судя по всему, был нужен меч, выкованный отцом героя. Отца убили, беременную маму убили, важный меч забрали, самого мальца продали в рабство.
Спустя годы он вернулся Волкодавом — немногословным серьезным мужчиной с бородой и ручной летучей мышью, желая отмщения.
Первым жертвой мести падет Людоед — перверсивный владелец страшного замка. Убив гада, Волкодав попутно спасет робкую девицу и старика-кудесника. Теперь пора искать второго участника набега — колдуна Жадобу, и тут путь Волкодава пересечется с кнесинкой Елень — дочкой правителя местного града. Восставшему из ада Самоцветных гор, где был он рабом на рудниках, Волкодаву выпадет сопровождать девицу в опасном путешествии, которое принесет много крови, печалей и исполнение всех желаний.
Когда начинаются финальные титры, выходишь из зала с чувством, будто снял с головы пакет с клеем. Не то, чтобы сидеть с пакетом с клеем на голове, это самое скверное, что может произойти с человеком, бывают вещи и пострашнее, и поугрюмее, однако некое обалдение и дезориентация не позволяют сосредоточиться и понять, что собственно случилось, и кому предъявлять рекламации.
По всему получается, что некому.
За мутную, нездоровую картинку отвечает, вроде бы, польский оператор Ирек Хартович, в чьей фильмографии значится участие вторым составом в «Искусственном разуме» Спилберга. Но ведь это нужно быть еще уверенным, что такой человек и вправду есть на свете. За историю и мотивировки героев ответственность несут совместно Семенова и написавший сценарий Лебедев — так ведь если «Конана» пересказать, выйдет не лучше.
Сам Лебедев, автор «Зменого источника» и «Звезды», вполне себе рукастый постановщик. Композитором на картине был Рыбников, Акиньшина в роли кнесинки, разумеется, очаровательна, сыгравший Волкодава Александр Бухаров так неразличим за бородой, что на его месте мог быть хоть столь же неразличимый Домогаров, сыгравший Людоеда. Нина Усатова в роли предводительницы каких-то комических лесных морлоков — вполне себе палеолитическая Венера.
Дороги, туманы, нечисть и древнее зло — все это какой-то Хэллоуин в ТЮЗе, но и Хэллоуин в Театре сатиры и юмора в виде «Дозора» такого сокрушительного впечатления не производил.
Складывается впечатление, что «Волкодав» просто вообще никому не был нужен, рождался в муках, но как-то сам по себе, как комары из стоячей воды. Презрев как ницшеанство «Конана-варвара», так кровь и почву «Кощея бессмертного», Лебедев с отвращением делал масскульт — брезгливо убивал, лениво совращал, нехотя восставал против судьбы. Масскульт же — единственный вид творчества, требующий безусловной влюбленности в себя. Лишь «Догвилль» можно делать на отвращении.