В московской галерее «Триумф» открылась выставка «Новая религия» успешнейшего британского художника Дэмиена Хирста, осуществленная вместе с лондонской галереей Paul Stolper и с Британским советом. На ней работы фармакотоксикобогословского содержания, что для Хирста не новость, он с медицинской и теологической тематикой работает с начала своей карьеры.
У выставки Дэмиена Хирста в Москве есть забавный контекст: в последнее время мы кормимся новостями, связанными со «скорой помощью» и моргом. Если учесть, что галерея «Триумф» расположена в особнячке возле метро «Павелецкая», ранее — Доме приемов ЛогоВАЗа, рядом с которым в свое время было совершено покушение на Бориса Березовского. Конспирологические заключения оставим, впрочем, любителям страшных тайн. Лучше — о выставке.
<1>
Галерею «Триумф» назвать галереей в обычном понимании трудно.
Туда с улицы не войдешь, на искусство не посмотришь и не приценишься к нему, так как здание охраняют профессиональные парни, у которых из уха за шиворот протянуты провода. Полы — наборный паркет, мебель качественно антикварная, а стены коридоров украшает более или менее адекватная голландская живопись XVII столетия.
В части помещений паркет покрыт алой краской и висят произведения Хирста. Это 40 шелкографий, напечатанных тиражом 80 экземпляров, тиражные объекты-скульптуры и ящик-алтарь (стекло, шелк, дерево и золотые крепления), в который можно уложить всю выставку. На вопрос, сколько стоит выставленное, сотрудники «Триумфа» говорят уклончиво, настаивая на том, что их цель — прежде всего культуртрегерская, торговать неинтересно, важнее показать в России работы замечательного художника, которого у нас пока не очень хорошо знают.
<2>
Кто у нас не знает тигровую акулу, замаринованную Хирстом в формалине и недавно подтухшую — рассол оказался не совсем правильным?
Если все же купят, продолжают они, мы не против, цены на этого художника всем известны. Да, от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов. И сообщают, что только таможенные выплаты, связанные с выставкой, превысили $300 тыс.
Бедные российские таможенники, им пришлось пропустить на территорию РФ материалы пострашнее тех, что были пару лет назад выставлены в Музее Сахарова на выставке «Осторожно, религия!», разгромленной радетелями истинно русской духовности. «Раны Христа» — найденные в полицейских архивах, затем увеличенные фото. Под ребром вместо прокола от копья огнестрельное ранение. На ступнях — длинные ножевые порезы. На руках — опять же следы холодного оружия и ожоги. «Последняя вечеря» — четырехметровая шелкография с картой планеты, где роль Бога и апостолов играют страны, имеющие атомное оружие или стремящиеся к нему. Иисус Христос — Израиль, Иуда Искариот — США, РФ — святой Матфей, КНДР — святой Фома, а святые великомученики Филипп и Петр — Индия и Пакистан. Ну а Иран — это святой Иаков Малый.
Вообще же, новая религия по Дэмиену Хирсту — фармакология.
Чем закинешься, от того и вылечишься либо перейдешь в принципиально новое состояние. На его картинках причудливо расписаны соответствия между книгами Святого Писания, его эпизодами и медикаментами. Нередко появляются препараты вроде прозака, излечивающего от депрессии, а символ Иисуса — это красная таблетка DP, помогающая при тревожных состояниях. Но чаще всего в конфессии, предлагаемой Хирстом, значатся жаропонижающие и обезболивающие средства. Например, тайленол — это Пятидесятница, а парацетамол вовсе чуть ли не частица Богородичной просфоры.
<3>
Хоругвеносцы, разумеется, на эту выставку не пройдут, монтировками ее не покрошат.
Их не пустят ребята с проводками в ушах, и правильно: нельзя ломать то, что не ты сделал, и тебе не принадлежащее. Произведения Хирста — это, безусловно, commodities, они приобретаются и надолго остаются ценностью, сделаны они в высшей степени хорошо. Кто и зачем в нашей стране это способен приобрести? Есть гипотеза, отчасти конспирологическая, что их предложение похоже на продажу из-под полы запретного фрукта. Разбогатевшие детишки, боящиеся смерти и по социальным обстоятельствам крестящие лоб, должны с удовольствием покупать это страшненькое, упакованное в дивную оболочку. И молиться о спасении, глотая разноцветные пилюли.
Пока оно не придет, любоваться на лучшую вещь Хирста на этой выставке — на картинку с летящим голубем. Святой ли это Дух, неизвестно, но название такое: «Слабая надежда вне страха смерти».