На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Геополитическое ногомашество

На экраны выходит «Бесстрашный»

На экраны выходит «Бесстрашный» с Джетом Ли: непобедимый китаец избивает американцев, японцев и европейцев, не забывая о спасении души.

Жил-был китайский мальчик, мечтающий пойти по стопам отца — провинциального мастера боевых искусств. А мастер принуждал непоседливое чадо зубрить Конфуция и упражняться в каллиграфии. После того как благородного папу, отказавшегося применить секретный боевой прием, отправили в нокаут недоброжелатели, мальчик поклялся стать бесстрашным и минут через десять, между прочим, стал — актером Джетом Ли в роли легендарного мастера кун-фу Хо Юанцзя. Блистал лет сто назад такой спортсмен-энтузиаст, защищавший кулаками и ногами право китайской нации на самоопределение от Запада. Любой, даже не китаец, кто и сейчас продолжает самоопределяться тем же способом, скажет вам, что Хо Юанцзя — основатель первой в Китае официальной федерации кун-фу.

В паузах между первыми раундами (примерно треть фильма), на которых Юанцзя шлифовал блоки, самое время отвлечься на задники и декорации, мало, впрочем, перестроенные со времен «Прощай, моя наложница» и «Разборок в стиле кун-фу».

Да, это все те же неоднократно воспетые мастерами кинорежиссуры порочные сумерки Манчжурской династии, когда акулы мирового империализма, подсадив местных жителей на опиум и потопив в крови восстание боксеров, эксплуатировали китайцев рыночными отношениями.

Не согласные с экспансией Запада «боксеры», сиречь мастера боевых искусств, восставали примерно так: толпа китайцев решительно заявлялась в какую-нибудь иностранную торговую организацию и разносила фирму по кусочкам. У Запада, еще не знакомого с фэн-шуем, Брюсом Ли и чаем лапсанг-сушонг, имелась в то время одна точка зрения на боевое искусство — пуля в лоб. Оставшиеся в живых борцы за независимость, как и показано в начале фильма, предпочитали воспитывать своих детей исключительно по гуманитарной линии.

Непослушный Хо Юанцзя, однако, пошел по линии спортивной и уже к середине фильма достиг первых впечатляющих успехов, побив до смерти местного чемпиона по борьбе и разнеся вдребезги двухэтажный ресторан — большая и витиеватая боевая сцена, зачем-то сокращенная на треть для западной аудитории.

Дальше все по легенде: переезд в Шанхай, честное избиение иностранцев на официальных раундах, основание кун-фу, билет в бессмертие, конец фильма.

Фильм, однако, делали на Пекинской киностудии, рупоре «правильного» китайского кино, а эволюция от виртуоза-костолома к национальному богатырю предполагает кроме правильного голливудского режиссера Ронни Ю («Невеста Чаки», «Фредди против Джейсона») еще и хождение в народ с припаданием к корням. Туда-то будущий основатель кун-фу, искупая вину за убитого земляка и перебитый сервиз китайского фарфора, и припадает, удалившись минут на сорок из города в село, где сажает рис, медитирует на чайные плантации и общается со слепой крестьянской девушкой по кличке Молния. Последняя, увы, ничем не ослепила, не громыхнула, не улетела за горизонт на бамбуковом шесте и не разнесла по пути какой-нибудь чайный домик. Так что на эти сорок минут лирической трудотерапии фанаты Джета Ли могут смело отправиться в буфет.

Зато в Шанхай на международный турнир по боевым искусствам герой приезжает идеологически и нравственно подкованным. Способ, каким герой разобрался на ринге с боевым авангардом империалистов, можно смело трактовать как официальную точку зрения Пекина на грядущий геополитический расклад.

Иные прозорливцы все пытаются отловить карпа в расплывчатых меморандумах и двусмысленных коммюнике, а ведь достаточно сходить в ближайший мультиплекс.

Итак. Тяжеловесов-американцев китайцы одолеют мелкой дробной обработкой, и те признают чемпионов сами, с радостной улыбкой на лице. С невнятными европейцами при каких-то саблях уже разобрались в начале фильма. Самые крутые — японцы: эти хоть и могут смухлевать, но при мысли о душе тут же распишутся в полном поражении. Юго-Восточная Азия? Этих можно вычеркнуть: поединок с тайским боксером отправили в корзину даже в китайской версии фильма, хотя для тайского проката оставили — не иначе как в назидательных целях.

Смущает здесь, конечно же, отсутствие русского борца. А ведь Юанцзя, как гласит история, начинал свое восхождение к славе с некоего русского гастролера-силача. Правда, об исходе боя история умалчивает. Возможно, что наши победили, но не факт, а молчание «Бесстрашного» на этот счет может быть воспринято двояко: или нас списали со счетов, или оставили на закуску.

Кому от этого не страшно, могут смело смотреть «Бесстрашного». Остальным лучше определенно воздержаться.

Что думаешь?
Загрузка
 
Невероятно заразен. Откуда берется «зимний кишечный грипп» и как его лечить