Четверо студентов престижного провинциального колледжа — наследники четырех из пяти семей, основавших триста с лишним лет назад колонию в этих местах. Элита, так сказать. Но это в них не самое лучшее — все они унаследовали от предков магическую силу. Что-то такое сделав глазами, парни могут устраивать невероятные штуки: в одной из начальных сцен, уходя от полицейской погони после шумной вечеринки, они возносятся в небеса прямо на новеньком черном «Хаммере».
Но сила, как и все на свете, имеет свою цену — слишком частое использование ведет к преждевременной старости. Использовать магию, однако, придется. Сначала погибает какой-то студент, явно подвергшийся магической атаке. Потом девушку одного из героев атакуют пауки. Очевидно, что кто-то в колледже тоже владеет силой и использует ее не во благо.
<1>
Главная проблема ленты, как и всех молодежных хорроров, очевидна: героев невероятно трудно отличить друг от друга. Кроме того, как и положено истории, насчитывающей три столетия, все очень запутано.
Честно отсмотрев рекламу и зловещие начальные титры, все равно испытываешь чувство, будто пропустил часа полтора: кто все эти люди?
Однако режиссер Рене Харлин, славный кровожадным «Глубоким синим морем», и компания продюсеров, делавших «Другой мир», поставили перед собой воистину творческую задачу — придать осмысленность молодым людям, чья извечная судьба в максимально живописной гибели от рук маньяка, в когтях Фредди Крюгера или в зубах какой-нибудь твари.
Молодежь всегда жертва, но молодость всегда побеждает — это основополагающий принцип жанра.
«Сделка с дьяволом» взваливает на плечи юности груз древней тайны и ответственности за свою силу. Ядовитая ирония обладания магией — в утрате этой самой юности, основной валюты современности. Учитывая эти обстоятельства, «Сделка» могла зайти куда дальше, чем обычно дозволяется поп-корн-трэшу.
Но все эти обстоятельства не сделали ленту «Кошмарами на улице Вязов» или просто чем-то большим, нежели воскресное развлечение. История ворочается, как здоровенная злобная ондатра в клетке для ангорского хомячка, — просто очень тесно. Все многообещающие линии никуда не ведут, намеки виснут в воздухе, обещания не сдерживаются.
Увы, владение древней тайной не делает людей ни умнее, ни глубже — только немного добавляет снобизма.
Вероятно, честный Рене Харлин здесь ни при чем — пагуба вершится на уровне сценария. Режиссер довольно честно делает свою работу. Сцена столкновения авто одного из гаррипоттеров с лесовозом, в которой машина разлетается на мелкие куски, летящие в рапиде по лесной дороге, чтобы собраться обратно в неповрежденное целое вместе со своим водителем, так просто хороша. Финальный магический поединок с негодяем тоже совсем не стыдный.
Но все выглядит так, будто, придумав целый таинственный мир, создатели выпустили две версии. Одну — в которой магия преображает студентов в слюнявых стариков, груз тайны деформирует детей, как всех вундеркиндов, а сила — это нечто более сложное, чем способ дразнить полицейских, — показывают на тайных сборищах в Вальпургиеву ночь.
Другая, ювелирно обезвреженная, живописная и вполне бессмысленная, идет в кинотеатрах.