Все знают, что самым ругаемым представлением «Золотой маски» всегда оказывается церемония вручения наград. Ставить ее обычно приглашают признанных постановщиков, но на деле никому их изыски не нужны. Главное тут, во-первых, чтобы было шикарно и представительно, а во-вторых — побыстрее: слишком уж много номинаций.
На этот раз постановщиком церемонии пригласили многократного золотомасочника Дмитрия Бертмана — и лучше выдумать не могли. Бертман в своей «Геликон-опере» умеет сделать эффектные и витальные шоу на грани хорошего вкуса, вот и тут для Новой сцены Большого он насочинял бодрую мешанину из Зураба Соткилавы, мюзик-холльных девушек в перьях, «Призрака оперы» (пол-лица призрака было скрыто половинкой «Золотой маски»), дефиле костюмов Большого театра, Льва Лещенко, «Чио-чио-сан», балета Todes в золоте, «Севильского цирюльника», «Singing in the rain» и др.
Особенно удачными оказались три вещи. Первое — оформление. Никаких тяжеловесных декораций: весь дизайн (даже тяжелые бархатные шторы и сверкающие гирлянды), проецировались прямо на черные кулисы и задник. Второе — никаких конвертов. Ведущие церемонии — длинноногая оперная дива Мария Максакова (признана в РФ иностранным агентом) и артист ТЮЗа Игорь Гордин дежурно, но не противно шутили про «вручантов», а «вручанты», выходя на сцену парами, стояли больше для мебели, потому что главные слова произносились самой маской. Огромная золотая маска на экране оживала, словно каменный истукан в детских фильмах, открывала рот и произносила имя победителя. При объявлении первого лауреата зал так и грохнул со смеху.
Ну и наконец, еще одно нововведение: в этот раз решили идти не по видам искусства, а по профессиям: сначала раздали премии всем актерам (включая танцоров и певцов), потом художникам, режиссерам и, наконец, лучшим спектаклям. Видимо, для того, чтобы сохранять интригу. А то раньше бывало: раздадут призы оперным, начнут балетным, а оперных в зале уже и след простыл.
Теперь о премиальных интригах.
Среди частных актерских номинаций главная интрига помещалась в драме: тут непонятно было, как жюри разойдется с женской ролью, где в списке значатся два моноспектакля грандиозных актрис — Алисы Фрейндлих («Оскар и розовая дама») и Марины Нееловой («Шинель»). Можно было предположить, что если одной дадут «лучшую роль», то другой следует «лучший спектакль». Так и вышло — Фрейндлих досталась «лучшая роль», а заодно традиционно вручаемый «Нескафе» приз зрительских симпатий.
Случается, что тот, кого театральная общественность и критика считают одним из главных претендентов на премию, жюри категорически не нравится, но совсем не заметить как-то неудобно. Тогда ему дают спецприз жюри и тем выводят спектакль из соревнования, а жюри из-под обвинений. На этот раз так поступили и музыкальные, и драматические судьи. В опере главными соперниками были два мариинских спектакля: «Путешествие в Реймс», поставленное французом Аленом Маратра и «Тристан и Изольда» в постановке Дмитрия Чернякова. Молодой Черняков, начавший ставить совсем недавно, но уже имеющий кучу «Масок» и считающийся лучшим отечественным оперным режиссером, любит резкое осовременивание классических опер. Герои его «Тристана и Изольды» не молодые и не слишком красивые, а события вагнеровского сюжета происходят в современных интерьерах гостиницы и подводной лодки. Такое не всякому любителю оперы по вкусу. Поэтому, когда объявили, что «Тристану» дают спецприз жюри, стало ясно, что больше ничего ему не светит. Так и было: и за лучшую оперу, и за режиссуру получило «Путешествие в Реймс». Второй спецприз музыкального жюри, отданный «Детям Розенталя» Десятникова--Сорокина, со стороны жюри был скорее благородным жестом (да и формулировка была двусмысленная: «за инициативу в развитии современной русской оперы», то есть не за постановку, а лишь за инициативу).
И вышедшие на сцену Леонид Десятников и директор Большого Анатолий Иксанов все время напоминали друг другу: «Ни слова о депутатах!»
Аналогичная история была и в драматическом жюри: тут спецпризом увели от главных призов двух наиболее активно работавших в сезоне режиссеров, каждый из которых был номинирован на «Маску» сразу двумя спектаклями: Евгения Марчелли и Кирилла Серебренникова. По отношению к Серебренникову, который даже не явился на церемонию, видимо понимая, что рассчитывать не на что, такой жест выглядел особенно демонстративным. Так что главные призы — и за режиссуру, и за спектакль большой формы — получил Фоменко и его «Три сестры». Петр Наумович, как известно, перед самым фестивалем пытавшийся отозвать свой спектакль с конкурса, поскольку он, по его мнению, очень плохо шел, был заметно смущен и говорил: «Мы явно переборщили с получением за одну работу». Но публика Большого была очень счастлива.
Вот, собственно, и все. Все «продвинутые» призы — и за новацию, и приз критики, который обычно дается за что-то действительно свежее, дали питерскому спектаклю Андрея Могучего «Между собакой и волком». В куклах всем трем сестрам (в смысле спектаклям) раздали по серьгам, но явным любимцем жюри оказалась бурятская «Поющая стрела», легенда, сыгранная вчерашними выпускниками ЛГИТМиКа. А в балете и в современном танце победили старые спектакли: перенесенный на сцену Большого «Сон в летнюю ночь», впервые поставленный Джоном Ноймайером в 1976 году, и возобновление «Клетки для попугаев» в «Балете Евгения Панфилова» (сам хореограф погиб четыре года назад). То, что лучшими спектаклями сезона стали давние постановки, много говорит о сегодняшней ситуации в танце.
А что касается церемонии, то она прошла на ура. В финале на авансцену вывезли здоровенные восковые фигуры Станиславского и Немировича-Данченко, а всем лауреатам предложили с ними сфотографироваться. Чучела основоположников выглядели диковато, но на болтающихся где-то у них под мышкой сияющих лауреатов с масками в руках смотреть было весело.