В музее-усадьбе «Царицыно» я оказалась за два дня до того, как его директор Наталья Самойленко была отправлена в отставку. Тогда никто даже не подозревал, что вскоре случится. Собственно, утром того дня, когда Самойленко срочно вызвали в московский департамент культуры, чтобы завести в отдел кадров и в присутствии трех свидетелей зачитать приказ об увольнении, она тоже ни о чем не знала. Даже не догадывалась.
Причин для увольнения вроде не было. Самойленко проработала в «Царицыне» два года, а до этого возглавляла департамент культурного наследия Минкультуры России. Ни взысканий, ни выговоров, даже замечаний у нее не было.
За два года директорства Самойленко унылый лужковский новодел превратился в живой, интересный музей.
Куча выставок, сотрудничество с лучшими музеями России, модный интерактив, лучший из мною виденных музейный магазин. Короче, посетителям было очень неплохо. Но у департамента культуры московского правительства, видимо, были другие мерила успеха музея и его директора.
Но я снова хочу вернуться к процедуре. Я приехала в музей в среду. Хотела во вторник, но во вторник Наташа не могла, уезжала в департамент на какое-то совещание. И во вторник ей тоже еще ничего не сказали. Потом на все ее просьбы встретиться и поговорить с Александром Кибовским, директором департамента культуры, она неизменно слышала, что он очень занят и ему некогда.
Видимо, дворянское происхождение славного рода Кибовских, о коем мне охотно поведала «Википедия» в первых же строках, не позволяло директору департамента снизойти до встречи с какой-то простолюдинкой, к тому же рожденной в Ташкенте.
Гастарбайтерша, одним словом, к тому же возрастная. В матери годится. Неинтересно.
Новым исполняющим обязанности директора «Царицына» стал Сергей Худяков — человек, как говорится, непростой судьбы, с большим опытом комсомольской, партийной и хозяйственной работы в структурах города Москвы. В последнее время он директорствовал в Коломенском, а также в Измайлове — Лефортове — Люблине. В Коломенском я, конечно, была, в Измайлове тоже, а вот про Лефортово и Люблино, точнее про тамошние музеи, не слышала. Увы.
За время директорства в Коломенском Худяков тоже много чего успел. На фотографии мы видим его и господина Кибовского в богатых боярских одеждах, стоящими у трона русского царя. Вакантное место царя как будто намекает на то, что служить готовы любому. Жадной толпой стоять у трона. Но это, конечно, уже мои завистливые, интеллигентские намеки.
Все в этой истории отвратительно. Отвратительно, как была проведена процедура увольнения, отвратительно, по отношению к кому. Но помимо этого поражает абсолютная недальновидность лиц, принимавших это решение. Наталья Самойленко — музейщик от Бога, придумавшая и проводившая многие годы конкурс среди российских музеев «Меняющийся музей в меняющимся мире», проводившийся фондом Владимира Потанина.
Ее знают и любят без преувеличения все музейщики страны. Михаил Пиотровский из Эрмитажа, Марина Лошак из Пушкинского, Зельфира Трегулова из Третьяковки. Неужели их мнение, а также мнение сотен российских музейщиков вообще не важно деятелям в пышных царских одеждах? Вы с кем портите отношения, чиновники от культуры? С самой культурой. Вы подчеркиваете, что вам по барабану, фиолетово, до фонаря, параллельно мнение тех, кто по минимуму должен вас хотя бы уважать?
Я понимаю, что фарш невозможно провернуть назад, что чиновники в наших палестинах никогда не отменяют своих решений и не исправляют своих ошибок. Более того, они делают новые, такого же качества, как и предыдущие. Уже пришло известие об увольнении Елизаветы Фокиной — директора объединения «Выставочные залы Москвы». Там тоже только началась нормальная выставочная жизнь. Не фейковая. Фейковые только тот дворец, тот трон и те пышные царские одежды.