Индия оказалась неожиданно близко. Всего 5 часов 15 минут полета. Промелькнули на карте Казахстан, Узбекистан, по краешку Таджикистан, потом весь Афганистан, маленький кусочек Пакистана — и вот Индия. Это было первое изумление.
А потом я перестала изумления считать.
Что меня удивило больше всего? Классическое сочетание нищеты и дворцов, яркие краски индийских сари и серый туман воздуха в Дели. А еще то, что Индия удивительно толерантная страна. Ни в одном ресторане я не смогла найти мясных блюд из говядины и свинины. Из говядины — понятно, священные коровы, как и говорили, лежат прямо на проезжей части, кто же будет их есть? А свинину не подают, потому что, местные рассказывали, не хотят обижать мусульманское население.
С выходными днями на праздниках то же самое. Есть государственные праздники: День независимости и так далее. Госслужащие не работают. Есть такие же выходные дни в честь индуистских праздников, есть выходные по мусульманским торжественным датам.
На Пасху и Рождество также все отдыхают, хотя христиан в Индии не так чтобы много.
А индийская манера вождения у нас привела бы к смертоубийству всех по очереди: пешеходов, животных, нарушителей, а нарушителями являются все. Поворотниками не пользуется никто, вместо них все гудят. Откуда кто знает, что гудят именно ему и с какой стороны, непонятно совсем.
Часто можно увидеть моторикшу, который прямиком едет тебе в лоб.
Ему, конечно, все гудят, что он идиот, но никто не идет на таран. Ездят медленно, в городе скорость километров сорок, не больше. Потому сталкиваются не часто, успевая увернуться друг от друга. Мой водитель Санду, когда я вздрагивала, видя, как кто-то разворачивается через двойную сплошную, успокаивал меня: «Мадам, ему просто очень надо». Впрочем, и сам Санду, колоритного вида сикх с кинжалом на поясе, пропустив поворот, делал то же самое — через двойную сплошную.
Индийцы уважают Англию и Америку. Многие не прочь туда уехать хотя бы на время.
В наследство от Британии им достался английский язык, на котором говорят очень прилично. И вообще никто из моих собеседников не возмущался поведением былых колонизаторов. Наоборот, про дороги, про образование и многое другое вспоминали с благодарностью.
Индийцы модернизируются. В парке Лоди в центре Дели стоят раскрашенные урны для мусора. «Используй меня» — написано на них. В урну не заглядывала, полна она или нет, но вокруг мусора пока не меньше, чем в других местах. Телеканал «Индия сегодня» целыми днями передавал новости о забастовке уборщиков мусора в Дели. Порадовалась, что такие все-таки есть, раз бастуют.
Иногда встречаются держащиеся за ручки юноша и девушка, а еще пять лет назад это было невозможно.
А вот держаться за руки юношам — вполне в индийских традициях и совершенно ничего не говорит ни о чьей сексуальной ориентации. Дружба — она веками дружба.
Мне говорили, что до сих пор около пяти процентов браков в Индии заключаются по любви. Остальные 95 — по договоренности семей. Но уж если играют свадьбу, то советуются с астрологом, а гостей приглашают не меньше пятисот человек. Видела, как родственники собираются, пританцовывая, к месту прибытия жениха, который «обязан» появиться на белом коне. Необыкновенная красота. В городах количество браков по любви все-таки стремительно растет. Болливуд диктует.
Если кто считает, что Россия — страна, где контраст между богатством и бедностью поражает, тот не был в Индии. Вот где поражает.
И запахи, и способы жизни на улице о многом говорят. Радовалась, что приехала зимой. Кстати, государственные пенсии есть только у государственных служащих.
Когда я ехала в Индию, то прекрасно знала про «самую большую демократию на планете». Право голоса — у миллиарда трехсот миллионов человек. По моему ощущению, среди бедноты право избирать и быть избранным все-таки фикция. Популизм, подкуп — все есть. А может ли быть по-другому, если люди или неграмотны, или просто равнодушны. Мы и по себе это знаем.
Абсолютно уверена, что мои дилетантские впечатления не могут претендовать на истину. Просто
любое путешествие — есть смерть предрассудкам и мифам, которые до этого гнездились в голове.
Собственно, я и мечтала поехать в Индию, потому что хотела поглядеть на другую цивилизацию, успешно существующую на нашей общей планете. Сказать, что я хотела бы там жить, — нет конечно. Сказать, что я в Индию влюбилась, — скорее да, чем нет. А вот то, что мне было невероятно интересно, это точно.