Антикризисный план правительства призван внушить народу спокойствие и веру в то, что мудрая власть решит все проблемы. Так ли это? Получится ли? Чего можно ожидать?
Из всех аналогий про антикризисную программу мне больше всего нравится такая: переждать полярную ночь. Перезимовать. А ночь обязательно закончится в заранее известные сроки. Путин сказал: два года, значит, надо перетерпеть два года, перезимовать их. Но откуда такая уверенность, что за два года все закончится?
Обнародованная антикризисная программа очень похожа на тот план действий, который помог нашей стране в 2008 году.
Тогда был мировой экономический кризис, спрос на нефть и газ упал, соответственно, снизилась цена на энергоносители и с неизбежностью просел российский бюджет. Тогда раздали немалые суммы денег тем, кому могло прийтись несладко. С той целью, чтобы облагодетельствованные могли переждать суровые времена. Уверенность в том, что экономический кризис закончится и снова вырастет спрос на предметы нашего экспорта, была. А как ее могло не быть?
Экономическое развитие на планете Земля то замедляется, то ускоряется. Про это писали Маркс и куча других неглупых людей. Рыночной экономике это свойственно: подъем — спад. Свойственно было и социалистической. Даже анекдот такой был: как развивается советское народное хозяйство? Подъем — съезд. В смысле очередной партсъезд. Пояснение предназначается молодым, ровесники помнят.
В 2009 году мировая экономика ожила. В 2010-м стало еще лучше. Никаких особых проблем нет и сейчас. В США так вообще неплохой экономический рост. Китай хоть и снизил обороты до 7% роста ВВП в год, но другим о таком мечтать не вредно.
Совсем иное дело на наших бескрайних просторах. Российская экономика совершает жесткую посадку, но это не мое злобное определение, а ответственного человека, первого вице-премьера Игоря Шувалова. Который, кстати, по этому поводу посоветовал уважаемым россиянам меньше есть. Так вот возвращаемся к антикризисной программе. Она по-прежнему рассчитана на то, чтобы увеличить подкожный жировой слой у тех, кому придется поголодать.
Но проблема в том, что никто не знает и не может знать, сколько продлится новая голодовка.
В этот раз экономический кризис затронул исключительно нас. Ну и нашего заклятого партнера Украину. Там тоже люди при власти не заботились о запуске экономического роста. Но наши вожди хотя бы имели нефть и газ. А тамошним достались Чернобыль и Донбасс. Так что они наслаждались жизнью практически на голой земле. Хоть и черноземной.
Когда закончится новый кризис, мы не знаем. Но если в 2008-м Россия могла пользоваться международными рынками капитала и брать в долг, если бы пришлось, сколько надо, то теперь рассчитывать можно только на себя.
В благотворительность китайских товарищей я не верю ни минуты.
Так что если в антикризисной программе на 2015 год концы с концами легко сойдутся, то что будет в 2016-м и далее, сказать непросто. То есть если быть экономным и вообще не воровать, то можно растянуть на два года. Но на большее точно не хватит. Конечно, будем надеяться, что цены на нефть снова устремятся вверх. А если нет? В определенном смысле, строя планы, лучше быть пессимистом, тогда все новости хорошие. А если вы закладываетесь изначально на высокие цены на свой экспортный продукт, то вас огорчает практически все.
В антикризисной программе нет главного. Нет желания вылечить основные болезни путинской экономики — отсутствие справедливой правовой системы и недостаток конкуренции.
Дружественный капитализм, который процветает в нашей стране, когда друзьям — все, а врагам — закон, да еще в кастрированном виде, не переживет длительного кризиса.
Подкожный слой жира истончится — и конец... Также и вертикаль. Неповоротливая система ломается. В кризис надо шевелить мозгами, быстро-быстро бегать. И не бояться перемен.