Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спартак против Фирса

Я часто вспоминаю деда — того из двух, которого застал. И который меня отчасти воспитывал (молодые родители оставляли меня то и дело предкам), инвестируя во внука время и нервы. И вот что важно: как он на меня, так раньше и на него реально влияли его деды. И преподавали ему какие-то вещи, которые уже после, в менее нежном возрасте, из человека не выбить. Иван Митрич был 1901 года рождения, и его дед, — тут простая арифметика — родившись в 1831-м, мог до своих 80 или даже 90 (мой прожил аж 91) лет научить чему-то внучка.

И вот с некоторым упрощением, надеюсь, в данном случае простительным, можно сказать так: меня воспитывал ученик раба.

Да-да! Мой прапрадед, до которого я доставал в два рукопожатия, в два касания, родился рабом и к свободе уже был взрослым, сформировавшимся человеком! Это все страшно близко от меня. И от вас, поскольку вот я хожу по вашим улицам и пишу в ваши газеты.

Революции, войны перестройки — это все внешнее, формальное, а вот живая эстафета рабства — это глубинное, и жесткое, и страшное, ну вот и какими написанными на бумаге конституциями это можно перебить, перечеркнуть, пересилить?

Безусловно, есть сходство между русским рабством и американским — вплоть до почти совпадения в датах отмены и того и другого. Но есть и различия: негры — заметная их часть — сами воевали за свою свободу, а русские получили волю сверху, из рук Путина, ну или кто там командовал вертикалью в 1861 году. А хуже другое: американцы чужих, расово неблизких негров наловили в джунглях и привезли на плантации, да и плевать им было на этих мигрантов и гастарбайтеров. В России же (на Руси) рабами становились свои, они сами продавали себя, например, за долги, типа колхоз (как форма рабства) — дело добровольное, ха-ха. И конечно, это никуда не делось, вот эта глубокая тяга к рабству, да посмотрите хоть на теперешнюю ситуацию, когда люди тупо набирают кредитов и потом не знают, как дальше жить. Не привыкли отвечать за себя. Это совсем нехорошо! Это бездна, в которую неприятно и грустно заглядывать, это стыдно. Это национальный позор, ну вот у нас такой, а у других этносов — иной, всякое бывает. Пардон, я не согласен с позицией Никиты Михалкова, который уверяет: барин — это был не рабовладелец-монстр, а отец родной, и учитель, и лучший друг крестьян, а они ему были как дети малые, о которых он заботился так, что кушать не мог.

Рабы отличаются еще и тем, что у них не может быть избирательного права. На родине демократии — в Афинах — оно было только у горстки свободных людей. Негры получили право голоса не сразу в 1865-м, после победы Севера в Гражданской, но через 100 лет после отмены рабства в Америке, после марша на Вашингтон. А что у нас? Когда русские получили это право? Не будем кивать на вече и Запорожскую Сечь. Можно ли сказать, что в 1917-м? В 1936-м — по сталинской конституции, самой прогрессивной в мире? В 1953-м — после смерти тирана? В 1961-м — к столетию отмены крепостного права, как в Штатах? Господи, да что ж это такое, да когда же? Ну уж точно не после Беслана, когда прикрыли губернаторские.

Да есть ли сегодня это право, после всех каруселей, и подтасовок, и вбросов? Мне не кажется, что это простой вопрос. Рабу, да, не нужны никакие выборы. Если ему это право дать, то он свой голос отдаст не за лучшего, а за хозяина, на худой конец — за начальника. И побежит рвать того, кто не хвалит начальство.

Ах, он самый умный, щас мы очочки разобьем и либеральную бороденку выдернем! Наверно, это глубоко запрятано в человеческой природе, раз даже такие эксперты по демократии, как американцы, решили больше двух сроков никому не давать. Голосовать за начальника — это уже некрасиво, неизящно как-то, не по-мужски. Ну можно в виде исключения. Последний раз. Когда человека выбирают первый раз — он просто гражданин с улицы. Такой, как все. Он просит называть его не по имени-отчеству, как некоторые, он для избирателей просто Билл, например. Или Джимми. Нормально? «Наш президент Вова Путин...» — сообщает газета (не икайте, коллеги, все будет хорошо, это шутка юмора!)

Хрестоматийный пассаж Чехова, я про Фирса, который говорил, цитирую вольно: «Это было еще до беды, то есть до воли». Он про что? Про отдельного счастливого раба, который не человек, а так, жалкая ничтожная личность? Или это сказано про большинство народа? Которое, чуть надави на него, чуть припугни и задури ему голову, дает 99,9% за начальника? Каким бы и кем бы тот ни был и чего бы ни натворил? И голосует за того, кто ближе к власти? А не за смелого, порядочного и самостоятельного?

Так а что же мой дед, воспитанник раба? Как он себя проявил? Чему же научил его дед? Может, терпеть и молчать, когда тебя секут господа? Судя по тому, что было дальше, наука преподавалась какая-то другая. Дед пошел в революцию, далее в ЧК и немало перестрелял своих политических противников. Которым не нравилась диктатура пролетариата, защищавшая, по мнению деда, права большинства. Похоже, наука была ему в детстве и отрочестве преподнесена такая: раб при первой возможности должен восстать и крушить ненавистный режим. А нельзя как-то договориться и мирно решить проблемы? Ну, например, в парламенте? Запустить туда весь политический спектр, и пусть он дебатирует и принимает какие-то мудрые компромиссные решения? Жизнь показывает, что у нас так не получается, даже при теперешней поголовной, казалось бы, грамотности, а про ситуацию столетней давности и говорить нечего.

И вот что же, выходит, этнос всегда состоит из двух частей — верных рабов и рабов восставших, а остальное не считается? И кучка либералов погоды не делала никогда и не сделает? И все, что мы имеем, — это битва Фирса со Спартаком?

Оба, кстати, плохо кончили. Один погиб в расцвете лет, а второй хоть дожил до седин, но был выброшен за ненадобностью. Он, грубо говоря, отдал свой голос за хозяина, 99,9% или даже 146%, и про него натурально забыли. А не нужен стал. Идите перечитайте предвыборные обещания теперешних начальников, посмеетесь.

Так что же, ничего хорошего нас не ждет, похоже? Ну так-то вроде нет. Но лично у меня появилось удивительное чувство — давно такого не было, с перестройки, — что вся теперешняя политическая грязь (не будем показывать пальцем) будет скоро смыта и приличных людей в верхах станет ощутимо больше. Тесто уже не запихнуть обратно в квашню. И фарш невозможно провернуть назад. Так не бывает.

Все на выборы, как говорится!

Новости и материалы
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Exeed начал продажи кроссовера Era ET
Лукашенко восхитился парадом Победы в Москве
США не готовы объявлять решения по активам России
ФРГ планирует поставить Украине еще три РСЗО HIMARS производства США
Испанский судья назвал катастрофой незасчитанный гол «Баварии» в ворота «Реала»
Вера Брежнева заинтриговала фото с бриллиантовым кольцом на пальце
Лукашенко заявил, что Украина не должна быть плацдармом для нападения
«У него ноги не шли»: томичка рассказала, как спасала 98-летнего ветерана ВОВ на параде Победы
На китайском рынке появился автомобиль Panda Karting от Geely
Армянская оппозиция рассказала, сколько займет процесс импичмента Пашиняна
Названа родительская ошибка, ухудшающая поведение ребенка
Стало известно, помогает ли цинк быстрее избавиться от простуды
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Популярный рэпер умер на сцене от усталости
Губерниев: умные люди от Олимпиады не отказываются
Все новости