Фильм «Экипаж», премьера которого прошла в четверг, а широкий прокат начнется 21 апреля, как уверяют создатели, вовсе не ремейк старого советского «Экипажа», вышедшего в прокат в мае 1980 года.
В новой картине использована старая сюжетная схема – экипаж самолета сначала показан в быту, со всякими семейными и личными проблемами, а потом – в деле, когда пилоты вывозят людей во время извержения вулкана.
Но обстоятельства и характеры героев совершенно не те, что в советском фильме.
Авторы убеждены, что повторение невозможно, потому что полностью изменились реалии. Впрочем, при ближайшем рассмотрении кажется, что мир за неполных четыре десятилетия поменялся далеко не столь существенно, как бы нам этого хотелось.
1980-й начался с объявления президентом США Джимми Картером заморозки договора о разоружении между СССР и США в связи с введением советских войск в Афганистан. После чего Генассамблея ООН на экстренной сессии приняла резолюцию, осуждающую военную политику Советского Союза.
В мае, когда в советском прокате появляется фильм «Экипаж», мало кому известный тогда в своей стране академик Сахаров, в начале года сосланный в закрытый город Горький за выступления против войны в Афганистане, пишет статью «Тревожное время», где характеризует СССР как «закрытое тоталитарное государство с фактически милитаризованной экономикой и бюрократически-централизованным управлением, которые делают его усиление относительно более опасным».
События в Афганистане поставили крест и на развитии взаимных американо-советских кинопроектов.
Например, Сергей Герасимов планировал совместную с американцами картину о строительстве моста через Берингов пролив, а Фрэнсис Форд Коппола задумался о сюжете, связанном с разоружением, и даже встречался по этому поводу с президентом Картером, но с середины 1979 года всякое совместное сотрудничество было прекращено.
Летние Олимпийские игры в Москве 80-го года, которые должны были послужить знаком примирения двух систем, поскольку впервые проводились в социалистической стране, — бойкотировали более 50 стран.
Во время этой летней Олимпиады в очищенной от сомнительных и неблагонадежных жителей Москве хоронят Высоцкого. Тем не менее огромные толпы людей собираются на похороны, гроб несут друзья по театру, в том числе Леонид Филатов, сыгравший в фильме «Экипаж» одну из самых своих важных ролей.
В 1980 году советское кино пережило неожиданный взлет. С начала семидесятых постоянно и неуклонно уменьшалось количество зрителей, несмотря на рост числа построенных кинотеатров и других точек для кинопоказа.
Зрители уже не ломились в кино, как в шестидесятые годы.
Причин тому было много. Самая главная: у кино появились конкуренты, и в первую очередь — бурно развивающееся телевидение, которое уже вовсю показывает сериалы. Меняется и вся система досуга, входят в обычай дискотеки, магнитофоны, проигрыватели, и хотя до первых видеомагнитофонов было еще несколько лет, кинопрокат уже подсчитывал убытки.
Однако инерция планового хозяйства требовала развития производства, а не его сокращения. Свои киностудии появились в каждой республике, фильмов снималось все больше и больше, штаты увеличивались, расходы на их содержание росли, а доход приносили всего с десяток картин, причем половина зарубежных.
И еще одно обстоятельство. Молодые талантливые режиссеры, которых готовили творческие вузы, уже хотели снимать сложное авторское кино, как Тарковский. Но обычные зрители Советского Союза такие фильмы смотреть не хотели, им нравились простые и смешные.
Главные сборы делали индийские и мексиканские картины, а также отечественные комедии, прежде всего фильмы Гайдая.
Было принято решение отойти от строгого идеологического диктата и разрешить расширить жанровый ассортимент. Вот почему на экран в 1980 году вышло сразу несколько фильмов, ставших кассовыми лидерами года. «Экипаж» занял среди них третье место. Впереди оказались «Пираты ХХ века», за ними — «Москва слезам не верит» («Сталкер» Андрея Тарковского, который тоже вышел в прокат в 1980 году малым по тем временам тиражом в 193 копии, посмотрели только 4,3 млн зрителей).
Кстати, в общем списке самых кассовых картин советского проката «Пираты» и «Москва...» занимают второе и третье место, а «Экипаж» — шестое. Первое место с большим отрывом удерживает мексиканская «Есения», вышедшая в 1975 году, ее посмотрели более 90 млн советских зрителей.
Впрочем, увы, продолжить этот успех советского кино не удалось. В последующие годы посещение кинотеатров снова стало падать, и никакие старания его поднять не помогли. Даже голливудский блокбастер «Кинг-Конг» 1976 года, купленный спустя десять лет специально для улучшения показателей, хоть и стал лидером проката в 1988 году (читатели журнала «Советский экран» даже выбрали Джессику Ланж лучшей зарубежной актрисой года), собрал только 47 млн зрителей. При том, что в том же удачном 1980 году всеми забытая комедия студии Довженко «Дачная поездка сержанта Цыбули» привлекла 53 млн зрителей и вышла на четвертое место.
Впрочем, как раз «Экипаж» киноначальство особо не поддерживало. Денег на него Госкино выделило очень мало, помог «Аэрофлот», предоставив старые самолеты и возможность съемок в аэропорту. В то время воздушные катастрофы происходили довольно часто, в том же 1980 году были крупные крушения в Казахстане, Иране, Польше, и «Аэрофлоту» хотелось показать, что советские летчики – самые надежные, а наши самолеты выдержат все напасти.
По первоначальному замыслу, пилоты должны были «спасать от смерти заложников афганской войны», рассказывает Митта, но этой темы касаться было не велено.
Вообще, снимая свой развлекательный фильм, Митта постоянно сталкивался с идеологическими проблемами. Например, любовную сцену между летчиком, которого сыграл Филатов, и стюардессой, в роли которой снималась молодая актриса, студентка Яковлева, по требованию тогдашнего начальника Госкино переснимали пять раз, уж очень она казалось ему откровенной.
Заставили авторов изменить и финал фильма – умирающий герой, боялись начальники, может расстроить Леонида Ильича Брежнева, который уже сильно болел. Митта вспоминал, что и насчет жанра он расходился с начальством, глава Госкино Ермаш «был в ярости: «Зачем ты болтаешь на каждом углу, что снял сказку? Тебе доверили экранизировать подвиг советских людей!».
В прокат фильм вышел без всякой рекламы, Митта вспоминает, что в мае он появился на периферии, и только к ноябрю дошел до Москвы. Это был первый советский фильм-катастрофа и первый фильм этого жанра, который увидели советские зрители, которым до того ничего подобного не показывали.
Новый «Экипаж» Николая Лебедева с самого начала был задуман как большой проект, с эффектной рекламой на телевидении, с привлечением самых современных технических средств, в том числе формата IMAX. Его производство обеспечили кинокомпании «ТриТЭ» Никиты Михалкова, «Централ Партнершип» (входит в состав «Газпром-Медиа холдинга») и телеканал «Россия», а также как дистрибьютор — Paramount Pictures. И конечно, фильм охотно поддержал Фонд кино, который выделял ежегодно средства с 2012 года. Впрочем, бюджет фильма не оглашается. Фильм рассчитан на международный прокат, а не только на российский, и благодаря ему (и еще нескольким большим проектам, которые выйдут на экраны осенью) есть основания полагать, что нынешний Год кино в России пройдет очень удачно.
Вполне вероятно, что по итогам года именно российские фильмы смогут выйти в лидеры проката,
позволив Минкульту и Фонду кино отчитаться в успехе, а паре крупных компаний – выйти на международную арену.
Что же касается киноиндустрии в целом, то ее будущее не кажется лучезарным. Сегодняшняя политика по отношению к кино заставила студии сконцентрироваться на отдельных больших проектах, зато количество дебютов и авторских картин резко сократилось, а их качество упало. В то же время из-за кризиса падает покупательная способность населения, кинотеатры терпят убытки, и нужно что-то очень значительное, чтобы поддерживать интерес публики.
Увы.
Даже самые большие усилия самых крупных кинокомпаний в стране пока не способны создать новые смыслы и новые эмоции.
Фильм «Экипаж» технически гораздо круче своего советского предшественника, но в нем нет новизны и актуальности, которые привели к успеху ручной работы фильм Митты.
После выхода фильма Митты в советских спальнях появилась светомузыка, люди фонари снимали со светофоров, стеснительный интеллигент Филатов стал самым сексапильным актером СССР. Сцены пожара, снятые на макетах в павильоне для комбинированных съемок, оборудованном еще сказочником Птушко, на всю жизнь врезались в память юным зрителям. Ничего подобного не произойдет с хорошим, добротным, глянцеватым, но абсолютно вторичным фильмом Николая Лебедева.
В этой творческой апатии и заключается основная причина для беспокойства по поводу нашего будущего. И не только в области кинематографа.