Руководитель «Ростуризма» Олег Сафонов весь год радует цифрами. В феврале он предрекал рост внутреннего туризма на 30–50%. В июне сообщил, что на те же 30% количество туристов выросло в прошлом, 2014-м, году. На будущий, 2016-й, год пообещал увеличение «внутреннего турпотока на 3–5 млн за счет «закрытия» Египта и Турции».
Правда, замеры ВЦИОМ никоим образом не подтверждают этих оптимистических рапортов. Отказываются признавать их и в Ассоциации туроператоров. Опросы показывают, что рост курортов Краснодарского края увеличился лишь на 3%, а Крыма — на 4%, зато сильно выросло число тех, кто предпочел вообще никуда не ездить.
Однако, если экономика и внешняя политика России будут и дальше развиваться такими темпами, то, похоже, все, кто еще сможет себе позволить отдыхать, будут делать это в отечестве. Вопрос в том, насколько готово к этому отечество. Индустрия отдыха в России — предмет, необыкновенно увлекательный для антропологов и социологов, в нем можно найти ответы на многие вопросы о национальном характере, бытовых и культурных пристрастиях. Давняя бедность и покорная к ней привычка тут не на последнем месте.
Внутренний туризм — он как внутренний мир, загадочен и непредсказуем.
Когда большая часть среднего класса уже вовсю ездила по Европе и Азии, доллар стоил 25 руб., а зарплаты была в раза два выше, чем сейчас, я всегда отдыхала в России. Такая у меня была потребность — посмотреть, в какой стране я живу. Одно время мы с друзьями ездили в Карелию на зимние каникулы. Запросы у нас простые: искали тихое, красивое место (с этим в Карелии все хорошо), комфортный дом на три-четыре семьи, домашнюю кухню. Ну, еще беговые лыжи напрокат.
Обращались в туристические компании, которые брали с нас приличные комиссионные и сводили с владельцами домов. А надо сказать, что в начале 2000-х в Карелии стали активно возникать гостевые дома, хозяев которых учили финны по программе помощи малому бизнесу.
Однажды нашли отличный дом, все есть, душ-туалет-горячая вода, бытовая техника, даже музыкальный центр и видеопроектор. Кормить обещали, как мы любим, здоровой простой пищей, даже свежую рыбу сулили, что вообще-то большая редкость (вы, конечно, спросите, почему в озерной Карелии с рыбой проблема, но я сейчас отвечать не буду). Лыж не оказалось, но мы уже были готовы привезти их с собой.
И вот мы приехали в заснеженную деревню, три часа машиной от Петрозаводска, поселились в новом доме и нашли в нем все, что нам обещали. Но.
Ровно на следующий день случилась пурга, потом оттепель, ветер, и — электричество погасло. На пять дней.
А там все на электричестве — и вода, и плита, и музыкальный центр. К счастью, рядом был отдельно стоящий сортир «прямого падения». Через сутки хозяева привезли маленький генератор, и в каждой комнате загорелось по тусклой лампочке. Нам ежедневно топили баню. Коптили на дворе рыбу — да, мы ее получили! И, в общем, ею и питались, потому что плита тоже электрическая. Кастрюли с кашей и картошкой, завернутые в одеяла, нам два раза в день приносила соседка Валентина, из собственной печки. Мы были растроганы таким отношением, но вопрос все же задали: а почему, если зимой аварии всегда случаются, не запаслись, например, генератором помощнее? Хозяева ответили, что надеялись на лучшее.
Спустя пару лет мы встретили нашу Валентину в другом гостевом доме, хозяева которого сами уехали отдохнуть в Египет, а ее оставили обслуживать нас. Валя была нам рада и с удовольствием кормила нас собственного изготовления варениками и пирогами вместо магазинных биточков, оставленных нам в морозилке хозяевами. Она рассказала, что
гостевые дома в округе не пустуют, но в основном туда приезжают на праздники, чтобы как следует выпить.
И тогда в лес и на озера не ходят, а сидят в доме до тех пор, пока все не выпьют. Другой сорт отдыхающих появляется летом, они приезжают за грибами и ягодами, большими группами, занимают все возможные спальные места, спят даже на полу, утром идут в лес, вечером — обрабатывают собранное. Набьют полные багажники заготовок, и домой.
Мы тогда решили, что этим многое объясняется: отсутствие в обстановке деталей, которые сделали бы дома уютными, равнодушие к меню, удивление от простого желания тишины и уединения. Явно, что тихие, мало пьющие гости, с лыжами и пирогами, — были симпатичны хозяевам, но рассчитывать на таких явно не имело смысла. Стандарты услуг формировались под иных потребителей.
Для того чтобы понять, к чему в результате пришел гостевой бизнес, залезла на туристические сайты, почитала свежие отзывы. И поняла, что общих принципов для частного туристического сектора так и не сложилось, соответствие цены-качества никто особо не проверяет, специфики туристов не учитывает.
В конечном итоге все складывается по общей схеме: мангал во дворе, камин в доме, диван в гостиной.
Остальное зависит от хозяев, их вкуса, предусмотрительности, и, если вам повезет, вы останетесь довольны. Если нет — ваша проблема.
Считается, что самым популярным направлением сезона-2015 стал Сочи. Дорого обошлось стране строительство там курортной зоны. Но зато теперь, казалось бы, есть что предложить соотечественникам взамен утерянных зарубежных поездок.
И предлагают. С 1 января власти Краснодарского края и РЖД заявили о резком повышении тарифов в электричках в сочинском регионе. На туристических участках цены подскочат в четыре раза, на остальных — примерно в полтора. Цена за проезд от Сочи в Эсто-Садок и Роза-Хутор на новой электричке поднимется со 119 до 364 руб.
Хорошо, думаю, значит, тут формируется зона элитного отдыха. Для тех, кто и сегодня готов платить, не считая. В декабре, впрочем, я специально проверила: агентства предлагают скидки до 60% в четырехзвездочные отели на Красной Поляне, включая новогодние дни.
Я была на Красной Поляне год назад, из любопытства. Про горнолыжные трассы ничего не буду говорить, тут есть разные мнения, но рестораны и кафе там хотя и очень дорогие, но, мягко говоря, стандартные, кухней гурманов не прельстить. Из отзыва недавнего туриста: «Если мне наутро дают сосиски вареные, а на вечер такие же, но жареные, то я нервничаю». Да и развлечений особых нет. Wi-Fi работает не везде.
Зато в зонах отдыха громко работает телевизор или пьяные гости поют караоке.
Летом в горах делать особо нечего, разве что ездить вниз, в Сочи. Сейчас Сочи очень изменился, стал чище, богаче, пробок нет, полно ресторанчиков, гостиниц разных ценовых категорий… С морем, правда, сделать ничего не смогли, оно по-прежнему грязное. Но отдых в Сочи — это, конечно, дело статусное, там места надо знать.
Впрочем, насчет мест. Есть такая пренеприятная вещь, как инфраструктура. Как бы дорого и комфортно ни было внутри отеля или санатория, вас все равно окружает наша реальность. Такая, какая есть. Покидая пределы выделенной зоны, турист рано или поздно сталкивается с мусорными баками, дурным запахом, непереносимо громкой музыкой, назойливым вниманием соседей, плохой экологией. Уровень бытовой жизни, увы, низкий в целом, не позволяет обеспечить и высокий уровень обслуживания в отдельных зонах.
Есть такое чудесное место, как Плес. Красивейший маленький город, который при помощи нескольких высокопоставленных владельцев городской недвижимости решили превратить в элитный курорт средней полосы. Волга, яхты, великолепные виды, дорогие рестораны, небольшие, но очень уютные гостиницы. И что же? На противоположном берегу соседняя Костромская область решила продавать земли под дачи — с красивым видом на богатый Плес. Но какой вид тогда откроется самому Плесу? Это я еще не рассказываю, какая борьба идет у плесских дачников с местными властями, которые пытаются все же сделать маленький Плес с его двумя тысячами населения местом массового туризма.
Но те, кому по карману элитный отдых в России, могут себе позволить его и за ее пределами — кроме тех сотрудников госслужбы, конечно, кому не рекомендовано выезжать. А как быть тем, у кого денег мало, а поехать куда-то хочется? Пусть не на теплое море или в снежные горы, а просто — посмотреть новые места.
Самый дешевый вид отдыха — автобусная экскурсия по городам Центральной России. Тут есть много завлекательных предложений. Только имейте в виду, что стандартный тур имеет свои особенности. Тут опять дело в потребителях.
Поскольку основным заказчиком этого вида услуг являются соцстрах, муниципалитеты, крупные предприятия, то есть те, кто не сам развлекается, а покупает массовый отдых для других, то и условия формируются спартанские.
Это касается и гостиниц, и еды, и экскурсионного обслуживания. Основные получатели социальных путевок — дети и пенсионеры — своего голоса не имеют. Зато они клиенты постоянные и нетребовательные. Отдельная тема — деятельность аниматоров и качество заложенных в стоимость тура зрелищных мероприятий.
Есть еще одна проблема, которую отмечают все участники туриндустрии, — цены на переезды. Автобус у нас пока дешевле прочего транспорта, но вот цены на авиаперелеты и так были дороги, а теперь еще дорожают. Железные дороги тоже не отстают. Транспортная система при этом устроена так, что почти все пути ведут через Москву, что удлиняет любой маршрут. Но хуже всего обстоит дело с речным транспортом — он практически умер.
Теперь о достопримечательностях. Их не слишком много, вопреки распространенному мнению. Если не считать двух столиц, в России очень мало музеев и архитектурных памятников. Встретить строение старше XVIII века — большая удача. Состояние большинства зданий в провинции — неудовлетворительное, многие полуразрушены. У городов нет денег на их содержание, а уж на реставрацию и подавно. Музеи зачастую из рук вон плохи, потому что у них устаревшие экспозиции и очень мало интересных экспонатов — а что вы хотите, их и было не много, но войны, но бедность, что пожгли, что продали, что само рассыпалось.
Сейчас появляются самодеятельные музейчики, особо популярны сказочные персонажи: например, музей Бабы Яги в селе Кукобой, музей Горыныча в деревне Гадово или Лешего в Шуе. Рассчитанные на детей, эти аттракционы не отличаются высоким уровнем, но туристов привлекают. Против них, правда, активно выступают церковные власти, недовольные пропагандой «язычества».
Кстати, православный туризм, паломнические туры — самый стабильный и едва ли не самый массовый сегодня вид отдыха. Их множество, ведь богомольцы в массе нетребовательны к бытовым условиям, не нуждаются в комфорте и качестве обслуживания.
Паломнический тур экономичен, скромен и дисциплинирован, в этом плане он соперничает с экскурсиями школьников и пенсионеров.
Помимо святых реликвий, музеев нечисти и изделий народных промыслов, я все чаще встречаю обильно расцветающие в разных местах музеи военной техники. Надо сказать, впечатление они производят довольно устрашающее, но людям нравится, а главное — затрат это не требует, научного подхода — тоже, только охраняй, чтобы не увезли списанные из военных частей самоходки и бэтээры для личного пользования.
Специфика отечественного туризма иной раз ошарашивает — недавно все обсуждали открытие в Пензе самопального центра Сталина, где местные энтузиасты собираются «изучать опыт работы Сталина и делиться им со всей Россией», надеясь при этом на то, что именно он, наконец, «привлечет в Пензенскую область туристов».
Вопрос во многом упирается в экономику, конечно. Да, для туризма нужны процветающие города, чтобы обустраивать пространство, нужны дешевые кредиты, чтобы вкладывать в длинные проекты. Нужны свободные люди, чтобы придумывать интересное. Нужен креативный класс, чтобы хотеть от отдыха комфорта и изобретательных удовольствий. А главное — нужна доброжелательность, это ведь сервис, то есть услуга, забота одних людей о других людях. Но прямого контакта, как правило, нет, а есть куча посредников, которые привыкли продавать соотечественникам чужую любезность и импортный комфорт.
Знаете, как заканчивается статья «Туризм в России» из Википедии? «В целом, жители России достаточно миролюбивы и дружелюбны. В большинстве регионов страны заезжему человеку всегда помогут». Вот только на это и рассчитываем. Большинством регионов.