Главный парадокс националистических «Русских маршей» в том, что их организаторы и участники пытаются сделать из России нечто вроде Израиля. Государство-дом с явным доминированием одной нации, да еще и в отличие от Израиля не демократическое. Но превратить Россию в ее нынешних границах в глобальную «Русскую республику» не получится. В таком случае страну просто разорвет на осколки множества отдельных государств.
«4 ноября состоится крупнейшая акция националистов мира, «Русский марш»! В этом году он пройдет в ста городах страны, а в Москве соберет до 30 тыс. человек!» — не без восторга, судя по количеству восклицательных знаков, написал представитель оргкомитета и лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин на своих страницах в соцсетях. Помимо заявки на марш в Люблине также поданы заявления на проведение акций националистов в центре Москвы.
Причем вот ведь как меняются времена, теперь для власти шествие националистов по Тверской или Ленинскому проспекту, пожалуй, даже безопаснее, чем по этнически беспокойным окраинам Москвы.
Неделю назад Демушкин выступал в Дагестане на Конгрессе народов России по вопросам национальной политики и этноконфессионального взаимодействия. Там лидер движения «Русские», в частности, заявил: «Задача государства — не допускать большие переселения социально не адаптированных групп граждан внутри своей территории. Это не проблема русских, это проблема абсолютно всех».
С таким пониманием проблем страны для гибели России не надо никаких внешних врагов — свои патриоты добьют. Он ведь говорил даже не о мигрантах. Искусственно ограничить перемещение граждан «внутри своей территории» (как: заградотрядами? концлагерями?) — значит поставить крест (а что, модно, православненько) на формировании полноценной гражданской нации.
По этой логике русским на Северный Кавказ лучше даже не соваться. Пусть чеченцы обитают исключительно в Чечне. Ингуши — в Ингушетии. Дагестанцы — в Дагестане. Татары — в Татарстане. Буряты — в Бурятии. Калмыки — в Калмыкии. Чукчи — на Чукотке, причем даже без Абрамовича. Сибирь и Урал в таком случае скорее создадут свои республики, чем присоединятся к этим обрубкам. Калининградская область и Дальний Восток и сейчас живут во многом отдельной от материковой России жизнью. А «марширующим русским» по такой логике достанется Центральная Россия и часть северо-запада (причем там нефти с газом нет, придется новую экономику заводить). Сколько мы с вами уже насчитали отдельных государств?
«Русские марши» дискредитируют не только их участников и не только своим изначальным ксенофобским пафосом.
Это демонстрации вопиющего национального бессилия. Русские, по версии организаторов и участников шествий националистов, совершенно слабы и кричаще бездомны.
У них нет дома, своей страны. Потому что те, у кого дом есть, не кричат об этом на улицах. Но в условиях явно разворачивающегося процесса трансформации России как ядра советской империи в новое постимперское государство «Русские марши» еще и кратчайший путь к распаду страны. Если вы такие смелые и решительные, попробуйте провести «Русский марш» в Грозном. А то в Люблине каждый может, тем более что мигранты в этот момент осмотрительно попрячутся.
Демушкину было 12 лет, когда распался СССР. «От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек проходит как хозяин необъятной родины своей», — пели его более старшие товарищи в свои пионерские годы вместе со всей страной. Но верно было и обратное: по Москве проходили как хозяева жители «самых окраин», «южных гор» и «северных морей». И когда нужда заставила, с этих самых «южных гор» в Москву спустились.
За строительство империи, иногда добровольное, иногда насильственное присоединение чужих земель на протяжении столетий, русские заплатили отсутствием собственной полноценной государственности. Даже у таджиков есть свой Таджикистан, в котором практически невозможно жить, но зато нет ни малейших оснований для проведения «Таджикского марша».
На самом деле таких оснований нет и для «Русского марша».
По итогам переписи 2010 года русские составляют 80,9% населения России. Даже если сюда переедут весь Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, чего никогда не случится, русские останутся абсолютным большинством. Только китайцы могут поколебать этот баланс.
У русских есть свой дом — Россия, по-прежнему обладающая самой большой территорией среди всех стран мира. Но изгнать другие народы с этой гигантской территории все равно не удастся. К тому же наша страна заселена гораздо меньше, чем необходимо для ее динамичного развития. И никакие мигранты не в состоянии ни обратить вспять естественную убыль населения, ни наладить в России цивилизованную, комфортную жизнь для большинства ее обитателей.
Поклонникам музыки «русских маршей» важно осознать: когда вы громите овощную базу в Бирюлеве, которой владеют и которую крышуют вовсе не мигранты, то устраиваете погром в собственном доме. Имеет смысл только один русский марш — марш домой. Пора уже как-нибудь начать обживать этот дом — вместе со всеми, кто в нем поселился. Стены, что ли, покрасить. Обои обновить. Полы помыть. Крышу залатать. А не драться друг с другом с битьем посуды о головы сожителей. Развод с сохранением жилплощади все равно невозможен.