Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не суетись под клиентом!

О том, почему нельзя полностью превращать человека в потребителя

Слова меняют значение или исчезают вовсе. Это нормально и неизбежно. Известная шутка «за 30 лет во фразе: «Мальчик склеил в клубе модель» изменилось значение всех четырех слов» посвящена относительно безопасным случаям таких языковых перемен. Но есть и опасные: например, то, что происходит в наши времена со словом «клиент». Потому что за значением слов всегда стоят действия, прямо определяющие жизнь людей.

Иногда кажется, что мы больше не люди – только клиенты. Что весь мир вокруг – бесконечная сфера услуг, о которых мы даже не просили. При этом не становится проще добиться того, что нам действительно нужно.

В дореволюционных борделях Российской империи был знаменитый лозунг профессионального мастерства для девушек: «Не суетись под клиентом!». Сейчас его впору сделать слоганом всей потребительской цивилизации, в которой мы живем. Суета под клиентом стала сутью любой сферы услуг. А сферой услуг в мире (и в России в том числе) с некоторых пор является буквально все. Даже медицина и образование. Последствия этой печальной перемены мы ощущаем на своей шкуре. Жизнь и здоровье стали ходовым товаром, а не самоценностью.

Нас больше не лечат – нам «оказывают медицинские услуги». Нас больше не учат – нам «оказывают образовательные услуги».

«Дедушка Крылов» как в воду глядел, когда писал: «Услужливый дурак опаснее врага». Это больше не басня. Теперь это повседневная реальность, данная нам в ощущениях.

У слова «клиент» еще не так давно были совсем другие значения, чем сейчас. «Клиентами», кроме посетителей вышеупомянутых злачных мест, например, в футболе назывались команды, которым постоянно забивали звездные бомбардиры. Так и говорили: «Эта команда – «клиент» Месси или Роналдо». «Постоянные клиенты» в советские времена были у вытрезвителей и отделений милиции.

У возникающей и разрастающейся на наших глазах в последние 10-15 лет новой потребительской цивилизации, в которой людям уготована только одна роль, один социальный статус – клиента-покупателя товаров и услуг – уже есть свой особый словарь.

Например, дивное выражение «клиентский путь». Оно почти буддийское: впору писать слово «Путь» с большой буквы. Спокойно и быстро решить проблему человека, ответить на его вопросы, продать ему нужный товар с улыбкой на лице, не нахамить – теперь не обычная профессиональная норма для работников того, что раньше скромно и без пафоса называлось сферой обслуживания, а «Клиентский Путь».

Конечно, прогресс налицо: в СССР часто сервис был такой ненавязчивый, что синонимом «клиентского пути» долгие годы являлся «пеший сексуальный маршрут», куда вас мысленно, а иногда и буквально посылала продавщица овощного ларька или мясного отдела гастронома с традиционно полупустыми прилавками. Совсем не то – теперь!

Нынче вы непременно услышите в трубке смартфона приятную музыку, как только позвоните куда-нибудь по реально срочному делу. Скотт Джоплин, умерший 104 года назад в абсолютной нищете от сифилитической энцефалопатии, в нашей новой цивилизации стал бы долларовым миллиардером: его регтайм «Артист эстрады» звучит из миллионов автоответчиков телефонов самых разных контор мира. Отзвучит прекрасная музыка Джоплина, но дальше вы, «наш любимый-единственный-неповторимый клиент», все равно не дождетесь живой человеческой речи и не узнаете конкретный ответ на свой насущный вопрос. Вас непременно поприветствует рассудительный голос бота, который никуда не торопится и потому начнет играть с вами в увлекательную игру-квест «Найди живого человека».

Боты во всех конторах чертовски разговорчивы, прямо как старушки на лавочках многоквартирных домов. Они (боты, хотя и старушки порой тоже) сразу начинают руководить вашими действиями, но только не решать вашу проблему: «Если вам нужно то-то, нажмите решетку, если другое – звездочку, если третье – ноль, если четвертое – тройку, «если хотите дождаться оператора, время ожидания – плюс бесконечность».

Услышать наконец голос живого человека, «белкового оператора», и спросить у него, как решить реальную проблему, да еще чтобы этот живой человек в принципе понимал, о чем его спрашивают, да еще чтобы правильно ответил – вот истинная вершина «клиентского пути» великой потребительской цивилизации.
В моду вошло прекрасное, как журчание прохладного ручья с кристально чистой водой, легко выговариваемое и, видимо, где-то очень глубоко внутри несущее заряд искренней душевной заботы о человеке прилагательное «клиентоориентированный». Коротко и человечно. Всего каких-то 22 буквы. Как раз очень вписывается в рамки главного принципа цифровой потребительской цивилизации, чтобы все было просто, быстро и удобно.

Теоретически, пока вы будете выговаривать это слово, любая услуга вам уже должна быть оказана. Даже медвежья.

Кстати, если вы заметили, люди, которые на каждом шагу называют вас нежным словом «клиент», рассуждают о «клиентском пути», говорят на прекрасном литературном языке Пушкина и Льва Толстого о «клиентоориентированности», сообщают вам нечто приятное для уха вроде «я вас услышал», «теперь решение находится на стороне нашего аутсорсера», «мы лидируем менеджерские проекты», – так вот, все эти прекрасные люди отчего-то вовсе не чувствуют себя вашими слугами. Или даже, мягче, сферой обслуживания. Совсем наоборот: эти люди ощущают себя и по факту являются не слугами, а хозяевами жизни.

Как так получилось? Тут впору вспомнить исходное значение слова «клиент», и сразу все станет понятнее. «Клиент» (от латинского cliens, множественное число clientes) – в Древнем Риме свободный гражданин, отдавшийся под покровительство патрона и находящийся в зависимости от него. «Клиент» по определению зависимый человек.

Вот почему независимость и свобода выбора, как, впрочем, и любая другая свобода, становятся поперек горла адептам современной вульгарно понимаемой потребительской цивилизации. Клиент в потребительской цивилизации всегда объект, а не субъект. У него нет и не может быть никакого «я». Вот почему «творчество» теперь заменено «креативом», а «произведение» (совершенно не обязательно искусства) – «контентом». Творчеством древние греки называли способность производить из небытия бытие. Не было – и появилось. Изобретатели смартфона, компьютера, пылесоса, градусника, колеса несомненно были творцами: не менее, если не более важными, чем писатели, музыканты, художники, архитекторы.

Но за изобретателями неизменно шагают стройные шеренги Впаривателей. Они тоже важны и нужны: цивилизация не может развиваться без монетизации творчества. Но если Впариватели заменяют, подменяют, а потом и уничтожают Творцов, упадок и деградация неизбежны.

Сейчас вам не только пытаются навязать товары и конкретные модели потребления – за вас еще пытаются сформировать ваши собственные вкусы. Два очевидных опасных следствия этого низведения человека до уровня только клиента – резкое сужение свободы выбора и заведомое ухудшение качества товаров.

Способность делать любую вещь, гаджет, продукт качественно и надолго входит в противоречие с главным постулатом потребительской цивилизации – люди должны постоянно покупать то, что им продают. Машина не должна ездить долго – ее надо постоянно менять. Компьютеры и смартфоны должны постоянно обновляться, чтобы мы покупали новые модели, а не ходили с любимым старым телефончиком по десять-двадцать лет. Не купил новый смартфон – ты явный лох, о чем тебе напомнит «клиентоориентированная» реклама из всех щелей, от соцсетей и видеохостингов до СМИ.

В результате конвейер побеждает и убивает ремесло. Хотя в нормальном мире должны жить и конвейерные, и штучные вещи.

Свобода выбора тоже убивается на корню: хозяева жизни из «сферы обслуживания» во всех отраслях продают не то, что мы хотим купить, а то, что они хотят продать. Они же это уже произвели! Плюс есть еще один мощный хозяин жизни – государство. Оно, как и производители, хочет знать о каждом из нас все. Только производители – чтобы продавать-впаривать свои товары, а государство – чтобы следить за «клиентами», они же «покупатели». Государство пытается продавать себя и покупать нашу лояльность.

Я очень хорошо отношусь к потребительской цивилизации. Я никогда не осуждал – даже в советские времена, когда это осуждение было официальной точкой зрения – людей, которые стремились к потреблению, комфорту и роскоши. Я сам люблю комфорт, пусть и равнодушен к роскоши. Просто то, что теперь называют «клиентским путем», – всего лишь смесь профессионализма и элементарной человечности. А тот, кого называют «клиентом», все больше становится похож на раба вещей и услуг.

Человек не только покупатель или «клиент» – по самой своей сути. Он любящее и ненавидящее существо. Он творческое существо. Он профессионал. Он ребенок своих родителей и родитель своих детей. Он хрупкое и ранимое, но при этом порой дикое, жестокое и всегда очень несовершенное существо. Конечно, он хочет быть здоровым и богатым, а не бедным и больным. Счастливым, а не несчастным. Но счастье не только в деньгах, вещах или гаджетах – хотя и в них, несомненно, тоже.
Наш «клиентский путь» более или менее одинаков для всех: роддом-учеба-работа-семья-могила. Человеку в гробу или в виде праха в урне клиентоориентированность уже как-то не особо нужна. Зато ему точно была нужна любовь при жизни.

Любовь, человечность, милосердие, возможность творческой реализации, свобода выбора, ошибки и потери, а не только победы и приобретения – вот что делает нас людьми. Отдельными людьми, а не безликой биомассой. У «клиентов» нет лица, они безлики и зависимы. Каждый из нас прежде всего человек, личность, а потом уже «клиент».

Новости и материалы
Кадыров рассказал о нежелании пленных украинских офицеров возвращаться домой
Стало известно, насколько подорожал сахар в РФ за пять лет
Телеканал «Пятница!» ответил на слухи о съемках нового шоу с Ивлеевой
Врач рассказал о случаях излечения от рака четвертой стадии
Тракторист-неадекват сбил восемь бетонных столбов у аэропорта в Липецкой области
В Минкульте объяснили неполучение фильмом с Ургантом прокатного удостоверения
Волгоградца, удерживавшего пятерых детей в квартире, отправили под стражу
Оксана Самойлова в микрошортах отправилась в Лувр с мужем
В голове Кеннеди-младшего нашли червя
В Греции отказались поставлять Украине системы ПВО
В посольстве РФ высказались об ограничительных мерах Британии против РФ
Клиенты обанкротившейся FTX могут получить вложенные средства обратно
В аэропорту Шереметьево пьяный пассажир опоздал на рейс и избил пограничника
Главы государств ЕАЭС приняли решения по углублению сотрудничества
Названо число концертов, которые российские артисты дали на СВО
Российского пенсионера заставили извиняться за прослушивание «фашистской» музыки
Детский сад заплатил 50 тысяч рублей компенсации за грубое обращение с ребенком
Российского спортсмена лишили нейтрального статуса за лайки под видео с Путиным
Все новости