Пора переключать внимание с обсуждения грустной текущей ситуации в российской общественно-политической жизни на будущие события, которые в состоянии эту безрадостную картинку изменить. Такая возможность есть. Уже через три с небольшим месяца в России пройдут региональные и местные выборы, где у оппозиции есть серьезный шанс взять моральный и политический реванш за минувший год реакции и репрессий и задать новый оптимистический тон для подготовки к будущим выборам Госдумы.
К выборам в регионах ни в коем случае нельзя относиться пренебрежительно.
Во-первых, общая политическая картина в стране складывается именно из десятков вот этих самых региональных сюжетов. Слабый результат «Единой России» на парламентских выборах декабря 2011 года, создавший ощущение возможности победы над системой и выведший людей на улицы, прямо следовал за постоянно ухудшавшимися показателями партии на выборах в регионах в 2009–2011 годах. Показательно, что часто в провинции «Единая Россия» получала намного более слабый результат, чем в «просвещенной столице».
Во-вторых, возможные победы в регионах открывают оппозиции вполне практические возможности. Демократизация общественно-политической жизни в крупных городах и в значимых регионах снимает проблемы со свободой агитации, применением административного ресурса на выборах. А потеря «Единой Россией» большинства в региональных законодательных собраниях вообще чревата далеко идущими последствиями. С формальной точки зрения именно в региональных парламентах сегодня сосредоточены наиболее серьезные рычаги власти: они определяют правила проведения выборов губернаторов, могут и выразить губернатору недоверие, что по закону является основанием для отрешения губернатора от должности. Появляются и рычаги для политического торга, прежде всего связанные с принятием региональных бюджетов. Иными словами, получив большинство в парламентах ключевых регионов, оппозиция будет в состоянии навязать власти по-настоящему большую политическую игру.
В-третьих, сегодня оппозиции крайне важно настроить своих потенциальных сторонников на правильную, оптимистическую волну – обсуждать не то, как ее обижают и репрессируют, а то, как она скоро придет к власти. Серия убедительных побед на выборах в регионах в состоянии сформировать очень позитивный моральный и информационный фон для дальнейшего движения вперед в период 2014–2018 годов.
Если говорить о практическом раскладе сил, то «Единую Россию» уже в этом сентябре вполне может ожидать потеря большинства в региональных законодательных собраниях Архангельской, Владимирской, Иркутской и Ярославской областей.
На выборах Госдумы партия власти получила здесь соответственно 32%, 38%, 29% и 35% голосов. Трудно представить, почему ситуация изменилась бы сегодня: во всех этих регионах после декабря 2011-го сменились губернаторы, новые назначенцы пока ничем особо позитивным себя не зарекомендовали, а устойчивые протестные настроения сохраняются. При этом как минимум в Иркутской и Ярославской областях стоит ожидать серьезного результата вновь появившихся политических партий, представляющих свежую альтернативу надоевшему пулу старых. Например, в Ярославле на выборах городского муниципалитета в прошлом октябре барьер преодолели две партии, не представленные в Госдуме, еще две были очень близки к этому, зато резко снизила процент по сравнению с думскими выборами КПРФ и вообще не прошла ЛДПР.
Еще один важный сюжет – выборы в Екатеринбурге. Здесь выбирают сразу и городскую думу, и мэра города. Хотя мэр пока лишен реальных полномочий по управлению городом (всем управляет назначаемый Думой сити-менеджер), тем не менее в результате внутриэлитного конфликта сейчас идет обсуждение возврата мэрскому посту реальных полномочий. Но все это не так важно в связи с тем, что решать этот вопрос в любом случае должна городская дума, а тут для «Единой России» плохие новости: в декабре 2011-го выборы депутатов Госдумы по городу Екатеринбургу она проиграла «Справедливой России», и позиции «Единой России» с тех пор не улучшились.
Ситуация осложняется тяжелым конфликтом внутри власти – классическим случаем так называемого «раскола элит». Конфликтуют команды руководителей города и области, уже номинировавшие в главы города двух разных кандидатов – Якова Силина и Александра Высокинского. Их конкуренция в состоянии серьезно ослабить позиции партии власти, при этом оба властных кандидата малопривлекательны для избирателей. Диспозиция практически идеальная для оппозиционных сил, тем более что сильные конкуренты партии власти в Екатеринбурге имеются. Это и Евгений Ройзман со своей командой во главе местной «Гражданской платформы», и «Справедливая Россия», чей лидер в Екатеринбурге, депутат Госдумы Александр Бурков, весьма популярен в городе и в свое время занимал второе место на выборах губернатора Свердловской области (вероятно, что Бурков выдвинет свою кандидатуру на выборах мэра города).
Победы оппозиции в таких знаковых городах, как Екатеринбург, Иркутск, Ярославль, смогут задать совершенно другой тон в публичном имидже оппозиционных сил. Вместо толпы представителей столичного бомонда с не очень конструктивным образом вечных критиков «кровавого режима» может выйти на первый план плеяда успешных региональных политиков, умело навязывающих власти собственную повестку дня, перехватывающих инициативу и, самое главное, выстраивающих свою политическую платформу на прагматических интересах избирателей вместо абстрактных лозунгов. Если такой сценарий повторится в Москве на выборах городской думы в 2014 году, он вполне может стать мейнстримом для успешного «похода на Госдуму» и дальше.
Пока что единственное направление, где оппозиции в нынешнем виде вряд ли стоит рассчитывать на успехи – выборы губернаторов. У классических оппозиционных структур большой дефицит политических тяжеловесов, а региональные деятели крупного калибра пока боятся бросать вызов партии власти.
Именно для этого нужны победы в регионах – чтобы создать уверенность в том, что конкурентная среда возвращается в российскую политику всерьез и надолго, что «уже можно» открыто выступать против властей предержащих. Всего несколько эффектных побед в крупных регионах и городах в принципе могут разрубить этот гордиев узел.
Ряд оппозиционеров возлагал определенные надежды на выборы губернатора в Московской области, но здесь, к сожалению, серьезного кандидата-технократа с профессиональным имиджем выдвинуть не удалось. Кто-то продолжает надеяться на участие в выборах Геннадия Гудкова, но это бесперспективно: Гудков практически гарантированно не пройдет муниципальный фильтр и до реальной кампании не дойдет. Это мог бы сделать менее политизированный человек, лишенный имиджа «эмиссара Болотной площади с белой ленточкой», но такого кандидата пока не нашлось.
Это нестрашно, потому что не все матчи можно выиграть – надо концентрироваться на тех направлениях, где есть условия и возможности для победы. Примерный круг таких регионов на сентябрьские выборы этого года я уже обозначил выше. Нужно будет бороться с объективными трудностями – низкой явкой избирателей, попаданием агитационного периода на летние отпуска. Мобилизацией избирателя в таких условиях заниматься сложнее. Но можно: в последние пару месяцев я лично побывал и в Ярославле, и в Иркутске, и в Екатеринбурге и могу засвидетельствовать, что протестные настроения в обществе никуда не делись. Работать будет сложнее, но на кону реальный, серьезный политический результат.
Есть и еще одна трудность — одномандатные округа, где кандидаты «Единой России» маскируются под «самовыдвиженцев» и заваливают избирателей агитацией, не будучи стесненными в средствах. Можно с уверенностью утверждать, что там, где действует смешанная избирательная система, «Единая Россия» сделает ставку именно на стопроцентный результат в одномандатных округах, чтобы компенсировать заведомо слабые показатели по партспискам. Ставка на такой способ сохранения большинства делается и на федеральном уровне, где принят закон о возврате одномандатных округов на выборах в Госдуму.
Но это лишь предъявляет особые требования к оппозиции по координации действий в одномандатных округах – наша партия, в частности, предлагает именно этот вопрос сделать главным на проходящих сейчас коалиционных переговорах по выборам в Мосгордуму. Выставлять сильных кандидатов-одномандатников, вокруг которых сплачивались бы разные оппозиционные силы, – вовсе не такая уж нерешаемая задача.
Опыт региональных выборов в сентябре этого года во многом будет модельным при подготовке к ключевому событию «политического межсезонья», выборам в Мосгордуму 2014 года. Таким образом, выборы 2013 и 2014 годов вполне могут стать поворотной точкой в истории развития действующей политической системы, с них может начаться формирование пояса значимых регионов, независимых от властной «вертикали». Значит, сейчас нужно бросить все силы и информационные ресурсы на решение именно этой задачи. Хватит бередить собственные раны и обсуждать текущие дела, пора работать на будущие победы.