Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Киев свободен

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

События в Киеве продолжаются, но как минимум один итог «вильнюсской баталии» можно подвести. Страница под названием «Восточное партнерство» перевернута, этот проект, вероятнее всего, завершается в его нынешнем виде. И дело не только и не столько в Украине, сколько в исчерпании очередной фазы развития европейской интеграции в целом.

Увлечение Украиной и другими бывшими союзными республиками было частью повестки дня, которая сформировалась в начале прошлого десятилетия. Тогда, на волне общего подъема ожиданий, связанных с интеграционными успехами, возникло убеждение, что ЕС способен быстро развиваться вглубь и вширь одновременно.

Движение вглубь олицетворяла работа над конституцией для Европы – навстречу федерализации Старого Света. А вширь – приращение периферии Евросоюза. Во-первых, прием новых членов из Балтии, Восточной Европы и Средиземноморья, во-вторых – распространение нормативно-правового пространства ЕС за новые границы на западную часть бывшего СССР и Северную Африку/Ближний Восток.

Последнее оформилось в виде «политики соседства», которая сначала охватывала такие разные государства, как Ливия и Палестинская автономия, с одной стороны, Молдавия и Белоруссия – с другой. Быстро стало понятно, что единого подхода к столь разношерстной компании быть не может, и во второй половине 2000-х «соседство» разделилось на два направления – Средиземноморский союз, который активно продвигал президент Франции Николя Саркози, и «Восточное партнерство», инициированное главами МИД Польши и Швеции Радеком Сикорским и Карлом Бильдтом после российско-грузинской войны.

К этому времени уже выяснилось, что Евросоюз не станет глобальным игроком мирового класса, хотя именно на это было нацелено его создание, согласно непринятой конституции и заменившему ее Лиссабонскому договору, единой внешнеполитической службы. Тем важнее выглядело укрепление позиций в качестве региональной силы.

Средиземноморский союз и вообще ближневосточная линия ЕС не выдержали испытания «арабской весной». Спустя три года после начала катаклизмов Европа присутствует там в качестве статиста, полностью отдав инициативу США, России и региональным тяжеловесам. «Восточное партнерство» выглядело намного более перспективным. Европейский союз обладает большой притягательной силой для бывших союзных республик, они видят в нем образец некоей «иной правильной жизни», к которой надо стремиться. Тем более что на другом полюсе – Россия, никогда не отличавшаяся умением элегантно и тактично вести себя в отношении небольших соседей.

Здесь, однако, ЕС переоценил собственную привлекательность и недооценил степень сопротивления, с которым столкнется.

В условиях финансового кризиса Брюссель и ведущие столицы не хотели тратить заметных средств на «партнерство», надеясь обойтись морально-политическим поощрением. Возможно, это и сработало бы, если бы заранее объявили главный приз, сказав: сближение с единой Европой, принятие ее норм и условий взаимодействия приведут в долгосрочной перспективе (сколь угодно длительной) к полноценному членству Украины, Молдавии, Белоруссии и стран Южного Кавказа в Европейском союзе.

Однако этого ни один европейский чиновник или политик не произнес ни разу – по понятным причинам. Внутренние неурядицы привели к тому, что идея расширения утратила поддержку, раздражать граждан обещаниями, что в «семью» когда-нибудь вольется еще группа дальних и бедных родственников, никто не хотел. Отсюда и казус, наиболее ярко проявившийся в украинском случае: Киеву предлагалось пойти на неизбежный масштабный кризис – обрыв отношений с Россией, который, скорее всего, повлек бы за собой социально-экономический обвал и политическое обострение, в обмен на фантик – обещания абстрактного счастья в неопределенном будущем.

При этом, проявив предметный интерес к постсоветским странам, ЕС вступил на почву, по которой до этого не ходил. Относительно безболезненное расширение Евросоюза в 1990–2000-е годы стало возможным благодаря тому, что Брюссель не встречал противодействия, проблемой было только состояние стран-кандидатов, их способность не быть обузой. Государства «Восточного партнерства» находятся в намного худшем состоянии, чем те, кто вступал в 2004 году, а по многим показателям уступают и отставшим Румынии и Болгарии. Но главное – эти страны очень тесно связаны с Россией, и она в силу исторических, психологических и геополитических причин воспринимает их как неотъемлемую и легитимную часть своей сферы интересов.

А арсенал Москвы сегодня намного богаче, чем на рубеже веков, когда решался вопрос о первой волне расширения евроатлантических институтов.

Отказ Армении и Украины от ассоциации с ЕС не просто лишил содержания разрекламированный вильнюсский саммит. «Восточное партнерство» никогда не было общеевропейским приоритетом, движущей силой выступала группа стран – Польша, Швеция, Литва, до некоторой степени Германия, считающие важным восточный вектор развития сообщества. Большинство других относились к проекту в диапазоне от нейтрального до индифферентного. Для чиновников же Еврокомиссии важны формальные результаты (возможность убедительно отчитаться по потраченным средствам и усилиям) и перспектива увеличить на этой теме свой административный вес. Сейчас и с тем и с другим дело обстоит совсем неважно.

Председательствовать в ЕС в 2014 году будут Италия и Греция, для которых будущее стран «Восточного партнерства» совсем не приоритет, зато проблем с собственным бытием в единой Европе выше головы. Предстоит смена состава Еврокомиссии, а это значит, что на довольно долгий срок Брюссель погрузится в аппаратно-бюрократическую суету и будет занят только собой.

Ну и самое главное – во второй половине десятилетия Европе, скорее всего, придется заняться собственным фундаментальным переустройством, поскольку кризис зоны евро наглядно продемонстрировал: нынешняя модель нефункциональна в современных условиях и при таком составе объединения. И пока ЕС не определится со своей политической и институциональной конфигурацией на следующий этап развития, ожидать активной внешней политики и экспансии на новые пространства не стоит.

Тема, конечно, не исчезнет. Наиболее интересна судьба Молдавии, которая волею обстоятельств превратилась в любимое дитя европейцев.

Поскольку Кишинев дисциплинированно выполняет предписания, Брюсселю выгодно осыпать его милостями, чтобы показать остальным, как много те потеряли. Обещанный безвизовый режим – из этой серии. Пока, правда, непонятно, что будет, когда Молдавия подойдет к подписанию договора об ассоциации (в Вильнюсе он парафирован), станет ли Россия применять демонстративные меры, сработавшие в украинском случае, и будет ли единая Европа бороться – просто из принципа. Грузия не столь важна – ни о каких перспективах ее реальной интеграции речи не шло никогда, просто по географическим причинам.

Серьезного разговора с Украиной ждать не стоит. Никто уже не будет «покупать» лояльность Киева, какую бы цену Янукович и Азаров ни выставляли, а заявления о возврате к переговорам насчет подписания в следующем году – демагогия.

Символично, что в диалоге появилось словосочетание «дорожная карта» – в последние годы так сложилось, что ее начинают рисовать тогда, когда двигаться никто никуда не собирается.

Загадывать, что будет, когда и если власть в Киеве сменится, бессмысленно, поскольку стране при любом сценарии предстоит острый кризис, из которого политическая система выйдет в другом виде. Нельзя забывать, что «европейский выбор» действительно популярен среди населения Украины – и на западе, и на востоке. Но граждан волнует не форма отношений с ЕС, это просто символ, они мечтают об утопии – другой Родине, качественно отличной от нынешней деградирующей державы под властью коррумпированного и беспринципного олигархата.

В отличие от стран Балтии или государств Центральной Европы Украина слишком велика и своеобразна, чтобы делегировать решение своих проблем внешним силам и ждать, когда те приведут ее к новому состоянию. Но она и слишком аморфна, чтобы мобилизоваться на самостоятельное достижение поставленной цели.

Как мы видим, пока Киев не может даже поставить такую цель. А гражданские и политические активисты, которые вполне искренне и с благими намерениями выходят протестовать на бесконечные «майданы», не становятся питательной средой для формирования ответственного и профессионального политического класса.

Новости и материалы
Финский профессор рассказал, кто препятствует миру на Украине
Россиянин переоделся в контролера и обманул пассажирку автобуса
Россиянку с самым большим бюстом в стране задержала полиция
Россиянин ударил себя топором, чтобы не ехать на СВО, и попал в колонию
В бундестаге призвали запретить партию АдГ
Дуда призвал разместить в Польше войска США из других стран
Семья нашла своего кота, которого с порога дома украл неизвестный мужчина
Ольга Бузова о скандале с Natan, Лерчек и Бьянкой: «Продолжаю удивляться»
Путин провел телефонный разговор с наследным принцем Саудовской Аравии
Сбежавшие из части под Новосибирском военные разгромили ее перед побегом
Назван лучший игрок «Спартака» по итогам первого круга
Жители Херсона признались, что боятся удара ВСУ по отоплению
Лидер оппозиции Германии заявил, что Шольц «не от мира сего»
Зацепер из московского метро прокатился на вагоне и попал на видео
В Раде оценили ежедневные потери ВСУ
Пьяный россиянин разозлился на мать из-за выпивки и поджег запасы сена на зиму
«Живу как собака»: уехавшая в Лондон сноубордистка рассказала о жизни за границей
Стоимость биткоина вновь обновила исторический максимум
Все новости