Среди российских православных верующих идет актуальная богословская дискуссия: допустимо ли с точки зрения святоотеческого Предания считать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот? Нет, я не шучу. Идет она сейчас, а не 300–400 лет назад, идет вполне всерьез, и не на глухой таежной заимке, где ничего не слышали об электричестве, а с применением новейших информационных технологий.
Пылкий активист Дмитрий Цорионов, глаголемый Энтео, возглавляющий организацию под скромным названием «Божья воля», утверждает, что никак не допустимо. И Писание, и Предание вполне однозначно описывают эту картину так: Солнце вращается вокруг неподвижной Земли, которая есть центр мироздания. А если бы это было иначе, пришлось бы признать, что Творцу, создавшему мириады миров, нет никакого дела до половой жизни и общего морального облика мельчайших Его творений, людей.
Здесь вы можете сказать, что Цорионов никого не представляет и его своеобразные взгляды остаются частной подробностью его личной биографии.
Конечно, ни в одной духовной академии не примут такую диссертацию к защите, это верно.
Но с другой стороны, преподаватели академий не приглашались в Государственную думу с наставительным словом к депутатам — а Цорионову такая возможность была дана. Кто бы ни стоял за ним, какие бы цели ни преследовал, нет никаких сомнений, что он человек с немалым влиянием и еще большими претензиями.
Безумна ли та или иная точка зрения, можно судить по тому, насколько серьезно с ней спорят. Цорионову возражает священник Георгий Максимов, преподаватель Московской духовной академии: нет в православном Предании никаких догматических утверждений, которые обязывали бы ставить в центр Вселенной именно Землю, православная вера вполне совместима с современной научной космологией. При этом отец Георгий полностью соглашается с Цорионовым во всех остальных пунктах:
мир был сотворен за шесть календарных суток семь с небольшим тысяч лет назад в готовом виде, не было никакой эволюции и т.д.
Оба они считают себя продолжателями дела отца Даниила Сысоева, известного проповедника и радикального миссионера христианства среди мусульман, который был убит в собственном храме (как водится в подобных случаях, никакой внятной версии его убийства мы так и не услышали). Вероятно, сам этот спор во многом призван определить границы, в которых должно развиваться это направление православной миссии, и показать, кто из двоих более авторитетен для его сторонников.
Казалось бы, почти полтора века назад все ответы на этот счет были даны А.К. Толстым в его стихотворении, обращенном к цензору:
Способ, как творил Создатель,
Что считал он боле кстати,
Знать не может председатель
Комитета по печати.
Да и то, полтора века назад он уже ссылался на геоцентризм как на ясный прецедент: если с ходу отвергать утверждения Дарвина, то ведь, пожалуй, придется отказываться и от открытий Коперника и Галилея...
Полтора века назад это звучало как сведение аргументов другой стороны к абсурду. Сегодня — предмет актуальной богословской дискуссии.
Вперед, в темное прошлое?
Но какое значение это имеет для людей (будь они верующими или неверующими), которые вовсе не считают обязательной для себя ту донаучную картину мира, которой придерживались ветхозаветные авторы просто потому, что естественных наук в их нынешнем виде в то время еще не существовало? Несколько лет назад можно было бы смело сказать: да никакого значения. Был ведь уже девять лет назад суд, когда петербургская школьница Маша Шрайбер потребовала, чтобы в школе ей наравне с теорией эволюции рассказывали о Сотворении мира за шесть суток в качестве альтернативного варианта. Суд был проигран, Маша поехала доучиваться в Латинскую Америку, а креационистский учебник биологии для школ (автор — Сергей Вертьянов) так и не получил никакого официального статуса.
Сегодня все это может измениться. В юридическое пространство введен совершенно непредсказуемый и довольно обидчивый субъект — чувства верующих.
Государственная пропаганда старательно формирует свой собственный глобус, на котором страна всеобщей духовности и здравой традиционности окружена океаном либерально-фашистского разврата с отчетливым привкусом нетрадиционной ориентации.
А ведь, пожалуй, такому глобусу потребуется и альтернативная модель Солнечной системы, в центре которой будет находиться не старая добрая звезда по имени Солнце, а какая-нибудь сакральная вертикаль... Звучит фантастично? Уже не очень. Несовместимо с запуском спутников и межконтинентальных ракет, которые в такой картине мира будут разбиваться о небесную твердь? Ну так никто же не требует преподавать геоцентризм на профильных факультетах технических вузов. Чай, и те пропагандисты с законодателями, которые старательно конструируют суверенный глобус, тоже прекрасно знакомы с настоящим (дети, счета и недвижимость за рубежом): всегда есть одна версия для служебного пользования и другая — для широких слоев электората.
Страна стремительно приучается к двоемыслию: всем все понятно, но ради каких-то высших целей надо постоянно притворяться и называть вещи не своими именами.
Позвольте уж без примеров, вы сами легко найдете их в окружающей действительности — а кто не найдет, тому, боюсь, бесполезно на них указывать. Отчего бы тогда и геоцентризм не принять в качестве рабочей версии для ширнармасс?
Особенно печально, конечно, видеть, как эта идеология осажденного лагеря, внутри которого существует своя собственная и никем не разделяемая правда, проникает в среду православных христиан России. Они прожили страшный XX век с множеством жертв, а четверть века назад обрели, пожалуй, впервые в отечественной истории практически полную свободу от государственной власти.
Казалось бы, все это требует очень серьезного богословского осмысления: почему именно так сложилась новейшая история церкви в России и куда двигаться теперь. Но все чаще доводится видеть вместо этого осмысления то самое отношение, про которое говорили 200 лет назад во Франции после Реставрации: «Ничего не забыли и ничему не научились». Новомученики и разрушенные храмы — повод не столько задуматься о причинах и сделать выводы на будущее, а скорее требовать: все потери должны быть компенсированы за счет государства. Аналог идеологии «деды победили фашизм, поэтому нам теперь все позволено и положено». А почему это дедам пришлось побеждать огромной кровью и на своей земле, даже не будем задумываться.
Более того, пока христиане России под советской властью были заняты главным образом собственным выживанием, остальной мир жил, размышлял и творил. Перед христианами других стран появлялись новые вызовы времени, возникали новые идеи, которые нужно было осмысленно отвергнуть или принять, страны и народы менялись все быстрее, и повторение старых, пусть и совершенно правильных ответов уже не выглядело убедительным ответом на новые вопросы.
Россия сегодня часть этого огромного мира. Вся эта идеология изоляционизма и самодостаточности пока что более декларация, нежели реальность, и слава Богу. А значит, перед христианами России встают примерно те же самые проблемы и вызовы, ответы и решения неочевидны, опыт других стран неоднозначен.
Это очень неуютная ситуация, она требует нестандартных решений и рискованных действий. Пока, кажется, можно еще делать вид, что нас это не касается, что самая главная наша проблема — геоцентризм.
Даже не очень важно, утверждать его или опровергать, важно, что это имитация спора, который был решен много столетий назад.
Пожалуй, надо еще публично провозгласить, что православным не обязательно верить не только в геоцентризм, но и в плоскую Землю или теплород, — и вздохнуть с облегчением. А реальные проблемы церковной жизни и христианской культуры в России... Они, конечно, подождут, не до них нам теперь. Нам бы с вращением Земли сначала разобраться.