Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мой друг, праведник Михаил

25 апреля скончался отец Михаил Шполянский — провинциальный священник, о котором редко писали и говорили. Но кто хоть раз видел его — уже не мог забыть. И не потому, что он говорил какие-то особенно мудрые проповеди или творил чудеса. Отец Михаил не дожил до шестидесяти, но каждый день своей жизни он проживал до донышка и никогда — для себя одного.

Начало биографии было самым обычным: родился в Ленинграде, вырос на Украине, выучился на инженера-судостроителя и работал по специальности в городе Николаеве, пока его не объявили австралийским шпионом. Времена были брежневские, он неосторожно пошутил в курилке, что в случае ядерной войны уцелеет только Австралия и что эмигрировать нужно именно туда. Нет, не посадили, но с работы на всякий случай выгнали.

Внутреннюю Австралию для своей внутренней эмиграции Миша Шполянский обрел в церкви. В 34 года был рукоположен и отправлен в церковь села Старая Богдановка в той самой Николаевской области, где и прошла остальная часть его жизни. Ну что тут говорить? Обычная карьера сельского священника.

Обычная, да не совсем. Он оказался человеком пишущим, и его книги о христианском воспитании детей или о подготовке к исповеди издавались не раз. Но он не стал ограничиваться такими безусловно полезными и нужными и в то же время совершенно безопасными темами для наставления паствы. Он жил полной жизнью, а значит, видел все ее проблемные и темные стороны.

В статье под названием «Церковь земная: разрывы и обрывы. Есть ли кому строить мосты?» о. Михаил постарался назвать некоторые из нынешних проблем церковной жизни — десять лет спустя о них не говорит только ленивый. Например, о том, что строгое деление между «браком» (разумеется, только венчанным) и «блудом» плохо отражает реалии нынешней жизни, и еще о том, что нормы канонического права применяются у нас бессистемно и произвольно. Статья была опубликована в парижском «Вестнике РХД» в 2003 году, и формально именно она стала поводом запретить о. Михаила в служении — этот запрет наложил епископ Питирим (Старинский).

Запрет, впрочем, был вскоре снят, но о. Михаил оказался за штатом, то есть без постоянного места служения и, соответственно, постоянных доходов. Так и служил последние десять лет у разных друзей-священников.

Впрочем, есть у этой истории и другое объяснение. Конфликт священника и епископа начался еще до этой статьи и безо всякой связи с ней. Дело в том, что у простого деревенского попа отца Михаила были свои спонсоры, и полученными от них средствами он не спешил делиться с епархией, не спешил и тратить их на восстановление храмов и золочение куполов, как это бывает принято.

На что же шли эти деньги?

Отец Михаил вместе с женой Аллой устроили у себя домашний детский дом, а еще точнее — приняли в свою семью одиннадцать разных, никому не нужных детей.

Они вообще-то и не думали о такой карьере родителей-героев. Просто представьте себе это время: девяностые годы в украинской или русской деревне. Безработица, нищета, пьянство… Отец Михаил описал приход первой приемной дочери: «Мать Лены, жительница Старой Богдановки, родив двоих детей, постепенно совсем спилась. Отец давно утонул на рыбалке… иногда Лену кто-то подкармливал, как-то ее одевали, где-то она ночевала; иногда с бабушкой девочка приходила в церковь — там мы и обратили на нее внимание, начали по возможности помогать. Со временем Лена все чаще появлялась у нас в доме, оставалась ночевать. И в какой-то момент осталась навсегда».

Примерно таким же образом пришло еще десять детей. И это в стареньком деревенском доме, где не хватало не только денег, но иногда и просто места для ночлега: двое мальчишек одно время жили в палатке во дворе. Но даже и не это самое трудное. Вот история еще одной приемной девочки, Марины, которую взяли из приюта, а туда она попала от матери-наркоманки. Трехлетняя Маришка не говорила, не шла на контакт со взрослыми, держалась как загнанный зверек. И матушка Алла спала с ней обнимку год, с этой чужой, дикой и никому не нужной девочкой — просто чтобы она поверила в любовь. Сработало. «И вот в один прекрасный — именно так! — день Мариша подошла ко мне (я стоял во дворе, под березой), взяла за палец и, доверчиво глядя снизу вверх, произнесла «новым» тоненьким детским голосом: «Доброе утро, спасибо, пожалуйста, приятного аппетита!»

Эту и другие истории он рассказал сам в книге «Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни» — так называлась его автобиография, а точнее, сборник анекдотов о себе самом и окружающих людях. Слово «анекдот» здесь используется в старом значении: не вымысел, а смешная и поучительная история из жизни.

Трогательные истории про детей – они теряются в море забавных и нелепых эпизодов, главный и самый смешной герой которых – автор. Как он, например, ремонтировал старенькую «Ниву» и, чтобы не захлопнулся капот, подложил в щель кошелек со всеми деньгами, карточками и правами. Отремонтировал, да и не вынул, так ездил целый день. Кошелек, конечно, потерял, потом пришлось возвращаться по своему следу, и дети кошелек нашли. Но и в этом анекдоте не без просветления: в какой-то момент о. Михаил совершенно успокоился, поняв, что теряет в худшем случае всего лишь деньги и бумаги, но не близких людей. Они-то с ним!

И еще это, наверное, единственная из прочитанных мной автобиографических книг, в которой ни о ком не сказано плохо.

Вообще-то «Анабасис», или «Возвращение», – это история, рассказанная древнегреческим писателем Ксенофонтом. Греческие наемники на чужой гражданской войне в Персии после поражения их нанимателя оказались никому не нужными, и вот им пришлось с боями возвращаться на родину по чужим и неизвестным им странам. В чем-то похоже на историю семьи Шполянских. А еще это слово можно перевести с греческого как «восхождение», и такое толкование подходит ничуть не хуже.

Книга переиздавалась, потом вышел второй, третий, четвертый «Анабасис» в продолжение первому – и я не удивлюсь, если из рассказанных и записанных им историй составятся и пятый, и шестой. О. Михаил очень много общался с другими людьми, и лично, и в блогах, когда позволяло здоровье и когда было чем заплатить за интернет. Может быть, он пришелся не ко двору в своей епархии, но он очень был нужен множеству людей, называющих себя церковью.

В алтаре во время литургии священнослужители приветствуют друг друга словами: «Христос посреди нас! – И есть, и будет!» В некоторых храмах в последнее время этими же словами обмениваются и миряне. Иногда это звучит искренне, иногда – как дань традиции, как пустая вежливость. Когда ты общался с отцом Михаилом – будь то на богословском семинаре, или в деревенской бане, или в его блоге, – тебя не оставляло ощущение присутствия Христа посреди нас.

Мы могли говорить о сущих пустяках, но ведь пустяки – тоже часть жизни. «Он ходил пред Богом» — так описывает подобное Ветхий Завет, и ходил не только в торжественные и значительные моменты, но и на всякий час своей жизни, которую он раздаривал окружающим с избытком и без лишнего пафоса.

Последняя запись в блоге отца Михаила звучит так: «Очень жаль, что нынешние мартовские почти что иды прошли под Юпитером горячих событий в Украине и вокруг. Темы моих постов и комментов относились ко злобе дня (в буквальном смысле слова). Я пытался передать свое видение происходящего, показать необходимость взаимоприятия, уступок, понимания, терпения. С надеждой, что через это, возможно, хотя бы немного прибавится человеколюбия, миролюбия, да и просто «любия». Далеко не все получилось, как хотелось, но, кажется, кому-то из друзей сказанное мною не было безразличным. И слава Богу. Надеюсь, обстоятельства следующей нашей встречи благоприятствуют общению на темы гораздо более радостные и интересные. Итак, откланяюсь с любовью и благодарностью».

Отпевали о. Михаила, против обыкновения, не в храме, где он когда-то был настоятелем, а у него дома. Потому ли, что он давно был за штатом, непричастен этому храму? Или потому, что его дом и стал, по сути, церковью, местом, где люди встречаются с Богом и друг с другом? «Домашняя церковь» – это ведь было и в апостольские времена, еще до всяких храмов, куполов и епархиальных спонсоров. Это изначальное. И настоящее.

После его ухода разные люди говорят: если что и примиряет с ужасом смерти, так это надежда на новую встречу с такими людьми. А пока… «Не стоит село без праведника», – старая русская поговорка. Дай Бог устоять Старой Богдановке, и не только ей.

Новости и материалы
Ученые назвали тип сна, улучшающий работу мозга
Сенатор США заявил о возможном соглашении с Украиной могут о полезных ископаемых
У посольства Израиля в столице Иордании произошла стрельба
Bloomberg раскрыл план Байдена по Украине до прихода Трампа
Ученые нашли пещерный «цех» неандертальцев по производству клея
Россиянам назвали три главных признака токсичной работы
Во Франции раскритиковали американского сенатора за слова о санкциях против союзников
В украинском городе Ромны произошли взрывы
В МИД заявили о намерениях России внедрять систему «Мир» в странах Азии
Появилось видео драки женщины с военкомом в украинском Костополе
В Госдуме заявили, что ракеты JASSM не изменят положение ВСУ
Бедным странам будут выделять $300 млрд в год на борьбу с потеплением
Немецкий политик заявил, что Германия находится под оккупацией США
В Букингемском дворце прекратят государственные визиты
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Все новости