Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Смирение, только смирение

Читатели-зрители составляют представление о жизни РПЦ по нескольким знаковым медийным фигурам. Отцы Чаплин, Смирнов, Охлобыстин или Кураев и в самом деле говорят много яркого и интересного, но это все же точки экстремума. С ними не соскучишься, но и адекватное представление о внутрицерковном мейнстриме не составишь. А на кого же тогда смотреть?

«Россия оказалась очень стойкой и эффективной против внешней агрессии, это показала вся история, и абсолютно беспомощной против агрессии внутренней» — эту фразу в начале нового телехита «Биохимия предательства» произносит статный священник с хорошим русским лицом и приятным тембром голоса. Это архимандрит Тихон Шевкунов, наместник московского Сретенского монастыря, и его появление в первом кадре не случайно.

Собственно, первым в череде документально-исторических лент в жанре «что же будет с родиной и с нами» стал фильм самого отца Тихона под названием «Гибель империи. Византийский урок».

Он вышел еще в начале 2008 года, и в нем не было ни скрытых камер, ни передергиваний, зато было очень много интересных исторических сведений. После него хотелось не руки вымыть, как после творчества авторов «Биохимии», а в библиотеку записаться. Тут, можно сказать, отец Тихон поработал по основной гражданской специальности: он окончил в свое время сценарный факультет ВГИКа.

Именно этот фильм задал вектор всем следующим, он с предельной ясностью уже шесть лет назад обозначил формирующуюся державно-православную идеологию. Фильм, конечно, был не о Византии, а о современной России, его краткое содержание вполне укладывается в формулу: спасение наше — в державности и православности, погибель наша — от алчного злобного Запада да от собственных «несогласных».

Жизнь самого отца Тихона вполне соответствует его взглядам, и все это без надрыва, без показной публичности. Наместник важнейшего монастыря в самом центре столицы вот уже почти двадцать лет, он так и не стал епископом — но не потому ли, что ехать в какую-то маленькую новообразованную епархию ему просто неинтересно? Управляя монастырским комплексом на Лубянке, можно добиться куда большего, причем на федеральном уровне.

Этот монастырь, кстати, был некогда с большим скандалом отобран у общины отца Георгия Кочеткова, слывшего тогда главным церковным реформатором. Служит тот теперь в Новодевичьем монастыре далеко не первым священником, но это уже совершенно отдельная история.

А вот отец Тихон оказался настоящим эффективным менеджером, как теперь принято говорить. При нем монастырь был восстановлен, в нем разместились семинария и издательство, ставшее, пожалуй, самым крупным и успешным среди всех православных издательств России. Монастырю тесно в его нынешних стенах, предстоит реконструкция со сносом нескольких не очень, как говорят, исторически значимых зданий — тут городские власти пошли отцу Тихону навстречу. А главным станет огромный храм новомучеников и исповедников российских на крови, сиречь на Лубянке.

Близость к тем самым зданиям — не только память о погибших, но и задание на будущее по «воцерковлению» государевых слуг. Именно так удобнее всего строить ту самую византийскую симфонию церкви и государства, о необходимости которой так долго говорит отец Тихон.

Но если с державностью все более или менее понятно, какая же потребна православность? В 2011 году вышла книга отца Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы». Не просто вышла, а сразу стала бестселлером, уже за первый год продаж — миллион экземпляров. Это в нынешнее-то время, когда для книг «про религию» тираж в десять тысяч считается удачей!

Давать развернутую рецензию на бестселлер здесь не стоит, но пару слов скажу. Успех книги, на мой взгляд, заключается в том, что она написана человеком церкви, говорит о церкви, но при этом рисует не сусально-елейный образ некоего святого града Китежа, населенного однотипными святыми, а людей живых, со своими характерами и недостатками. Да и просто очень талантливо книга написана.

Чтобы оценить этот коллективный портрет нашей церкви, книгу надо прочитать. Но две черты отмечу особо. Путь истинно верующего человека представляется в ней цепочкой повседневных чудес: Господь непосредственно вмешивается в его жизнь, спасает, наставляет и оберегает его. Но — только при известном условии. Автор определяет его так: «Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым... Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить».

И это, по сути, главная идея книги. Название «Несвятые святые» может подразумевать личную греховность христиан, которые, собираясь, становятся общиной святых, как это описано и в Новом Завете, и в православной литургии. Но можно понять его несколько иначе, перефразируя известное выражение «Других святых у меня для вас нет».

Они могут быть властными и драчливыми самодурами, но беспрекословное послушание им — единственный способ стяжать благодать, которая передается только по иерархической лестнице и установленным схемам.

И похоже, очень многие читатели сделали из книги именно такой вывод. Так что же происходит здесь: воцерковление государства или скорее вогосударствление церкви, установление от имени Бога жесткой властной вертикали? И еще: а насколько потребен такой духовности, такой религиозности Христос? Если перенести место действия из православного монастыря в общину мусульман-суфиев, в буддийский дацан, в индуистский ашрам или хасидскиую ешиву, многое ли придется менять, кроме имен и внешних обрядовых деталей?

Жесткую рецензию на книгу отца Тихона недавно написал другой священник, Георгий Эдельштейн. Его вывод: «Я не нахожу примеров такого «смирения» в Евангелии, я вижу его только в восточных деспотиях да в сталинском СССР». Но кому теперь известно имя самого Эдельштейна, некогда борца за свободу совести в СССР, а теперь простого сельского попа? Кому интересны его взгляды?

А рассказы отца Тихона издаются огромными тиражами, переводятся на другие языки, формируют облик русского православия XXI века. Они оказались полезными для власти и востребованными широкой читательской аудиторией. «У сестры двое детей, им книга отца Тихона намного интересней, чем Евангелие» — так, по словам отца Георгия, отзывалась об этой книге одна простая женщина. А я бы добавил: намного удобнее и практичнее Евангелия,

ведь тут ответ на все вопросы один — смирение, смирение, смирение… И пассивное ожидание чудес свыше, желательно при благожелательном и бдительном участии государства в духовной жизни.

Чтобы судить о современном русском православии, не говоря уж чтобы им жить, нужно иметь о нем адекватное представление — не об идеале, а о реальности. И об основах новой государственной идеологии под названием «духовность». Творчество отца Тихона, а равно его жизнь очень нам в этом помогают.

Новости и материалы
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Все новости