Рамзан Кадыров обиделся и снял с конкурса «Россия-10» мечеть «Сердце Чечни». Он также потребовал, чтобы сотовые операторы вернули деньги, полученные за присланные sms. Офис одного из операторов был подвергнут хулиганской атаке в Чечне, его забросали яйцами. Вполне логичная реакция возмущения тем, как сработали «избиркомы» (то есть в данном случае сотовые операторы), выдав результат, в который мало кто верит. Судя по всему, именно этот вопрос, поставленный на голосование, взволновал людей сильнее, чем все прочие, по которым они, бывает, волеизъявляются.
Организаторами конкурса выступили Русское географическое общество и телеканал «Россия». Его целью является выявить на основании интернет- и sms-голосования десять мест страны, которые будут затем представлены — в виде макетов — в подмосковном парке «Россия». Еще пафосно говорилось о намерении тем самым «поддержать устойчивый интерес к Российской Федерации как объекту внутреннего и международного туризма». Третий тур голосования должен был начаться 1 сентября. По итогам второго победил Коломенский кремль. Хотя до этого с самого начала
несколько недель в голосовании с устойчивым отрывом лидировала как раз грозненская мечеть имени Ахмата Кадырова. Это вызвало в последние дни определенное возбуждение у досужей публики. В медийном пространстве послышались возгласы возмущения и недоумения: мол, как же так? Как мечеть? Почему мечеть? Как она может быть символом России?
И тут, как водится, вмешалось Провидение. То самое, которое, судя по всему, вмешивается у нас во время всяких политических голосований. Это Провидение точно знает, почем фунт лиха политической целесообразности и как должно волеизъявляться нашему неразумному народу, чтобы нашим правителям было с ним комфортно и покойно. Знает — всякий раз лучше самого этого народа. В последние сутки голосования все три ведущих сотовых оператора были поражены необъяснимыми компьютерными сбоями, в результате которых таки на финише вперед вырвался Коломенский кремль (до тех пор бывший уверенно вторым). А в обидевшейся Чечне вместо «Мегафона» и «Билайна» теперь будет работать правильный сотовый оператор «Вайнах Телеком».
Все-таки даже в столь простых вопросах никакое голосование у нас не обходится без мухлежа — а у меня лично мало сомнений в том, что мухлеж был. Так что, когда высокие чиновники стараются нас уверить в том, что, мол, региональные выборы 8 сентября пройдут как никогда честно и прозрачно, никто из знаковых оппозиционеров не будет снят (притом что в регионах уже поснимали неугодных кандидатов изрядно, а многих просто не допустили к выборам), скандальный антураж, казалось бы, невинного конкурса по выбору каких-то экспонатов в парке заставляет и в этом усомниться. Потому как на этом мелком примере видно: нет у нас ни наверху, ни внизу, ни даже на уровне, прости господи, сотовых операторов веры в сакральность самого института голосования. И нет готовности принять его результаты, если эти результаты тебе очень не нравятся. И если такое голосование — по любому вопросу — покажется власть имущим (или организаторам какого-нибудь конкурса) «неправильным», то они найдут непременно способ и форму его «поправить» так, как считают нужным.
Вспоминается, кстати, не так давно прошедший конкурс «Имя России», где долгое время лидировал Сталин, а потом неожиданно «выиграл» более политически приемлемый Александр Невский.
Голосование в проекте «Россия-10» можно сравнить с политическими выборами и еще по одному принципу. Вот, скажем, «победила» бы в этот раз грозненская мечеть. И что? Небо упало бы на землю, а солнце встало бы на Западе? Притом что всем было бы понятно, какими примерно техническими средствами мобилизации sms-голосования этого добился Кадыров. Он включил так называемую «карусель», хорошо знакомую по политическим выборам, призвав сограждан голосовать по 20–30 раз. Но если это формально не противоречило тем правилам голосования, которые придумали организаторы (судя по всему, плохо придумали, сделав манипуляции возможными), то извольте получить, как бы это ни было противно. Потому что еще противнее — менять правила или подтасовывать результат во время игры в зависимости от того, как она складывается.
А так, в следующий раз все, кто недоволен выбором мечети, кого такие результаты вдруг оскорбили, сами бы мобилизовались и добились того результата, который большинство воспримет как честный и справедливый. Или не мобилизовались — и вновь умылись бы.
Ровно то же, скажем, и с губернаторскими выборами: власть считает, что нельзя все пускать на самотек. Мол, неразумный народ не того выберет (скажем, пародиста какого-нибудь или пуще того — бандита). К примеру, именно поэтому – на дальних подступах — от московских мэрских выборов отсекли олигарха Прохорова, а кампанию Навального канализировали в относительно безопасный формат (без телеэфира и прямых дебатов с кандидатом власти), чтобы «неразумный народец», не дай бог, не перевел предвыборную схватку в нежеланный овертайм, то есть во второй тур. Что в нем такого страшного для власти, в этом втором туре? Непонятно. Ну, раз выберет избиратель не того — в другой раз одумается. Позвольте ему сделать ошибку и пожать ее плоды. Но нет, не хотят давать народу такого права на ошибку: мол, не готов он к полноценной демократии. Стараются его выбор заранее подправить. И урок полноценной демократии в результате так никогда и не будет выучен. Политическая инфантильность будет царить на этих просторах вечно.
Теперь о самом конкурсе «Россия-10». Любят у нас все-таки по поводу и без повода поиграть в «гламурный патриотизм»: и тебе пропагандистскую галочку поставить в отчете перед старшими товарищами (мол, все о Р-р-р-р-оссии печемся, патриотизьм воспитываем), и хэппенинг устроить по этому поводу, а еще лучше — и заработать (хотя бы на sms-голосовании). При этом, что называется, политической зрелости, грамотности у организаторов, на мой взгляд, кот наплакал. Сплошное политическое невежество. Кому, скажите на милость, пришла в голову столь светлая мысль, как противопоставление в одном конкурсе в многонациональной стране в период обострения национального вопроса мусульманских, буддистских и православных символов? Это, собственно, зачем? Какую цель преследовали? Как подбирали символы? Зачем вообще рейтинговать всякие подобные «символы» при том, что голосование ожидалось (а так и было) явно нерепрезентативное, а подсчет голосов — сама технология голосования — никак не может претендовать на безупречность. По данным Левада-центра, 52% россиян вообще о конкурсе ничего не слышали, слышали немногим более 40%, и лишь 7% — голосовали. При этом число поданных голосов — 150 миллионов, кстати. Тут впору сделать вывод: не только сам институт честного голосования не является ни сакральным, ни даже уважаемым в наше стране, но и технически подобные голосования наши люди уже, похоже, разучились организовывать. Зато привыкли играть со всякими «голосовалками-игрушками» на телевидении, цепляя обывателя на «интерактивчик».
Псевдоучастие, псевдопричастность к происходящему по ничего не значащим вопросам — это сейчас модный тренд, так сказать. Пусть голосует за самоучек-фигуристов, поющие хоры и танцующие звезды, а также на «Евровидении». Пусть почувствует, что его голос «что-то значит». Чай, не в парламент выборы-то.
По более сущностным вопросам избирателю как раз высказываться не дают: к примеру, в России, по сути, в нынешнем веке не было проведено ни одного референдума, даже по вопросу постройки торгового центра в каком-нибудь микрорайоне. А чуть в подобных виртуальных играх проскальзывает тень большой политики — так сразу вспоминают те же манеры, что практикуются на выборах всамделишных. Руки-то помнят!
Как вполне можно было ожидать, разные региональные лидеры тотчас попытались разыграть конкурс «Россия-10» к своей вящей политической выгоде. Ясно, что Рамзан Кадыров изначально лучше технически подготовился к голосованию, иначе «Сердце Чечни» никак не набрало бы столько голосов. Но так же ясно, что и Коломенский кремль не набрал бы, если бы у подмосковного губернатора Воробьева не было выборов 8 сентября, и среди подмосковного чиновничества не мелькнула мысль о том, что и это сгодится для раскрутки нужного кандидата. Как говорится, все для фронта, все для победы. Так заведомая «попса» оказалась изначально политизированной: в игру на полном серьезе включились представители региональных элит. В тройку лидеров еще вошел каким-то образом Пензенский скульптурный парк «Легенда».
В реальной жизни предпочтения россиян совсем иные. По данным всероссийского (и репрезентативного, на мой взгляд) опроса Левада-центра, на первом месте должно было быть озеро Байкал (25%). На втором Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет» в Волгограде (11%), на третьем — Спасская башня Кремля. Стало сразу спокойнее за Кремль — он не забыт и не заброшен в умах и сердцах наших людей. В голосовании же «Россия-10» Байкал на 8-м месте, Мамаев курган на 21-м, а Московского Кремля вообще как бы и не существует. Мечеть «Сердце Чечни» оказалась на 13-м месте, что тоже, кстати, довольно почетно для общероссийского опроса.
Ну а то, что Кадыров обиделся и прибег к последнему аргументу в подобных спорах — к бойкоту, так его можно понять. Против лома нет приема. Любопытно, как он отнесется к призывам бойкотировать другое голосование в его республике, которое покажется кому-то нечестным — политическое?