Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вот оно что, Михалыч

Политолог

— Прикинь, Михалыч, это скольких мерзостей в жизни можно было избежать, если бы всякий раз находился хоть один человек, который имел бы смелость сказать «нет».
— Ты молодой еще, Алексей, горячий да пылкий. Жизнь – сложная штука. Надо в ней уметь договариваться. Среди людей живем. И один раз.
— Возможно, но где тот предел, за которым стремление бесконечно договариваться приводит к саморазрушению, к отрицанию самого себя, когда компромисс становится разрушающим, как раковая опухоль, конформизмом? К тому же, Михалыч, с тараканами нельзя договориться.
— Это ты кого ж считаешь тараканами, молодой человек?..

…Люблю нечаянно подслушивать чужие разговоры. Особенно, когда вопрос сложный, спорный: вроде и этот аргументирует складно, понимаешь, что есть в его словах правда. А затем и оппонент исхитрится так повернуть дело, что и с ним тоже хочется согласиться. Абсолютной истины нет, как нет абсолютных праведников и воплощенных исчадий ада.

Жизнь действительно сложная штука. Вопрос лишь в цене, которую платишь за то, что с великодушным пониманием идешь навстречу все новым и новым ее сложностям, вызовам, искушениям и испытаниям.

И вот уже и понимания все больше не хватает, и терпение уступает раздражению, и пульсирует в изнасилованном мозгу вопрос – да, собственно, какого черта, да почему я должен? А потом словно щелкает что-то, отключается предохранитель – и внутренняя уверенность уже озаряет взгляд при произнесении самых что ни на есть мерзостей. Сделка с дьяволом состоялась. Шагреневая кожа начала неумолимо сжиматься. И кажется, что еще есть, отпущена масса времени – для себя, для работы, творчества, семьи, для того, чтобы быть полезным близким. Самореализоваться, так сказать, в рамках «контракта». А еще кажется, что дьявол не может кинуть, уж он-то выполнит договор, подписанный кровью и оплаченный совестью. А он, бывает, кидает. А бывает и иначе: никакой сделки и нет вовсе. Все пришло само. Жизнь меняется, меняется и человек, его взгляды. Радикалы становятся консерваторами, республиканцы – монархистами, западники – славянофилами, а женщины легкого поведения – воинственными ханжами. Сами. Без дьявольских уговоров. Почему? А бог весть. Дьявол вас не заказывал. У него других клиентов полно. А может, эти люди как раз раньше притворялись? Реформаторами, западниками, либералами, а сейчас лишь сбросили опостылевшую маску и стали сами собой – истинными патриотами-консерваторами. С перегибом, бывает, но куда ж без него. Консерватизм куда более естественен и присущ человеку, нежели зуд перемен. В случае такой естественной эволюции все проходит, конечно, куда как легче...

— Вот взять того же старика Фортова, — начинает горячиться Алексей. – Зачем ему на старости лет это позорище? Зачем входить в историю главой похоронной команды? Ясно ведь, что даже с косметическими правками этот закон о реорганизации РАН по сути не меняет намерение его инициаторов – «Карфаген должен быть разрушен». Он имеет имя, почет и уважение. Его корпорация проиграла другой корпорации, которая – а вдруг? – может оказаться в историческом масштабе права. Хотя, скорее всего, вряд ли. В любом случае — уйди с высоко поднятой головой и прямой спиной, не марайся, чтобы свои же не шептались осуждающе за спиной: мол, он оказался «еще хуже Осипова», который сколько сделал для урезания академической автономии. Все хотел договориться. В том числе о продлении собственного президентства.

Собственно, реформу можно было бы остановить в один день – если бы все академики сказали «нет». Или хотя бы большинство из них. Если они чувствуют за собой правоту, могли бы показать, что сила – в правде. Проиграв сражение, они бы выиграли моральную войну. Это в наше пошлое время куда важнее.

— Легко тебе так рассуждать. За тобой же ничего нет. Ни людей, ни институтов, ни ответственности за людей. Отдать все на съедение собакам-рейдерам? А сам весь в белом – удаляюсь в лучах заходящего солнца. Нельзя сдаваться, умывать руки, когда еще хоть что-то можно спасти. В случае с РАН – людей, институты, научные коллективы. Процесс запущен. Если чистоплюйски отойти в сторонку, придут другие, более циничные, да к тому же безграмотные. Наворотят такого!
— Михалыч, они все равно придут. Становясь подельником, ты лишь прикрываешь рюшами их безобразия. Уж много раз проходили это в разных местах. Вот в тех же СМИ. Десантируют к вам какого-нибудь ашотарамыча. Ну, главреда сняли – эка невидаль. Начинается нутьга, в смысле – «давайте договариваться», мол, не надо бунтовать, крушить мебель, выходить на площадь, выносить сор из горящей избы. Сохраните милостиво коллектив, уважаемый преемник. Но известно же: пробурчав «ага, конечно», вослед непременно всех разгонят, приведут своих. Не потому что они лучше, а потому что свои. И чего, спрашивается, ты добился, отказавшись от решительного и коллективного протеста? Что всех перебьют-передавят поодиночке.
— Бывает и иначе. А к бунтам и тем более к организованному сопротивлению наш народ вообще не способен. Сломали ему хребет большевички в ХХ веке. Каждый погибает (ну в переносном смысле) или договаривается-приспосабливается поодиночке. Ты вот почитай один из основополагающих трудов современной политологии – «Гражданскую культуру» Сиднея Вербы и Гэбриэла Алмонда (1963 год, между прочим). Мы, по всем признакам, принадлежим к так называемой «подданической политической культуре», где доминирует, конечно, конформизм, сильная ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но со слабой направленностью на участие в ее функционировании. Главное — не высовываться, быть как все, не чувствовать себя личностью, тем более бунтарской. В такой культуре многие политики с легкостью перемещаются из одной партии в другую, чиновники готовы на многое, чтобы получить желанную должность. Это – норма нашей жизни. Что ты предлагаешь? Плевать против ветра? Против исторической предначертанности? Ты вот затронул СМИ. Еще спроси меня – отчего это люди так подличают на иных каналах, стряпая заведомую пропагандистскую мерзость? Их что, каленым железом пытают, заставляя? А я тебе, хоть ты и не спросил, так отвечу: а эти люди, возможно, уже так думают. Человек почти всегда находит себе самооправдание, считая, что делает дело правильное – во имя чего-то. Возможно, им также хорошо промыли мозги. Что всего лишь значит, что другие в этом промывании проиграли, не преуспели, не нашли верных аргументов.
— Не драматизируй, Михалыч, насчет предначертанности. У нас еще и «общинные», коллективистские традиции сильны. Каждый отдельный член такой «общины», отдельного сообщества вполне способен повлиять на формирование мнения такой группы, повести за собой.

Ну а если ты уже коснулся политиков, то вон глянь на Гудкова-старшего. Ему на Болотной говорили: не согласен с выборами – сдай мандат, тем паче, что и грозился. Ан нет, заюлил: мол, мы в Думе будем иметь трибуну. Поимел? Его поимели. Дрогнувши раз, постепенно катится к маргиналам.

А бывший начальник его — Миронов? Думал, если сдаст своих наиболее радикально настроенных, «договорится по-хорошему» — дадут хоть иногда покрасоваться в белом жабо? Ага, «щаз», как говорят блогеры. Получилось наоборот: раньше от партии чаще говорили такие, как Оксана Дмитриева. Теперь – такие, как Мизулина. Нагибают ведь все ниже и ниже. То по «сиротскому закону», то по НКО, теперь вот приходится добавлять убедительности в голосе по поводу правоты «реформы» РАН. Думает, купил себе билет в политическое счастье? Забыл, что оказанная услуга ничего не стоит, а на опущенных даже воду возить не станут. Кончился, почитай, твой тезка – Михалыч.
— Тут ты совсем не прав, Алексей. Да, в наших условиях и «эсэрам», и ЛДПР все чаще приходится идти на компромиссы. Все же тренд такой, а переть против нового «морального большинства» не только политически опасно, но и недальновидно. ЛДПР, к примеру, тоже все чаще голосует вместе с ЕР. Но вспомни-ка, скажем, страны так называемой народной демократии – Восточной Европы периода соцлагеря. Там и в Польше, и в ГДР были такие же партии, казалось бы, полностью бессловесные прихвостни режима. Однако ж какая-никакая, а то была некая альтернатива, вариативность. И именно на их основе после крушения тех режимов и возникла во многом новая политическая элита. Взять ее больше неоткуда было просто. Если, конечно, не идет речь об оккупации и привозе новых государственных управленцев на броне танков агрессора.
— Элита эта, Михалыч, во-первых сформировалась во многом из тех, кто не сотрудничал с властью, а во-вторых, и она пляшет под дудку еврокомиссаров, как раньше под дудку политбюро ЦК КПСС. Ну да ладно. А судья Блинов по делу «Кировлеса»? Ты видел последнее слово Навального? Дело ведь политическое. Неужто поднимется рука осудить? А как потом детям в глаза смотреть? Ведь не 37-й год, не расстреляют судью-то. И работу найдет. Хотя чем чаще сегодня повторяют эту цифру, тем отчетливее проступают какие-то схожие черты.
— А почему ты исходишь из того, что судья в душе верит в его невиновность? Что именно в этом случае он, осуди его, пойдет против своей совести?

Твой, Алексей, либеральный тоталитаризм ничем не лучше восторжествовавшего реакционного консерватизма: мол, кто не с нами – тот против нас. А вот что судья Блинов точно, мне кажется, видит – так это то, что подсудимый, как ни крути, не тянет на Махатму Ганди. И на Вацлава Гавела тоже.

Так что тут всякие возможны оправдания позиции по обвинительному приговору: мол, даже лучше сделает для будущего страны, лишив ее столь неоднозначного оппозиционного вождя. Не допускаешь такой мысли?
— У вас никто не тянет. Люди вообще все не ангелы. На всякого есть компромат. И никогда не потянет, если всех, что движется не так, как велят из Кремля, закатывать под асфальт. Показывая, что все оппозиционеры – мерзавцы, воры, а то и пособники «содомитского разврата», вы полагаете, что сеете в народе веру в благонамеренность представителей власти? А ну как обернется все ростом настроений типа «чума на оба ваших дома»? В тотальном разочаровании во всех и вся, во всех институтах, партиях, политиках и вообще всех, кто претендует на то, чтобы работать во имя общественного блага? Даже если он сам действительно не ангел. Не думаете ли вы, что тем самым сеете семена разрушительного хаоса – сначала в мозгах, а потом на улицах, в государстве, превращая его в перспективе в нечто похожее на Сомали? Где нет ни институтов, ни авторитетов, а только «полевые командиры» и тотальная злоба и война всех против всех, как по Гоббсу. К тому же на раболепном конформизме счастья будущего не построишь. Вы меня к политологам отсылали, я же отошлю к фильму Бернардо Бертолуччи «Конформист». Хоть и 1970-й год, а снят на все времена. Помните, как там скрытый гомосексуалист в борьбе с собственными комплексами все пытался встроиться «конструктивненько» в режим? Вступил в фашистскую партию. Вскарабкался в «светское общество». Чего только ни делал. Задницу драл — в буквальном смысле этого слова. А кончил как соучастник убийства собственного учителя.
— Я видел этот фильм. Снят он, напомню, по роману Альберто Моравиа, который жутко разочаровался в результатах «революции 1968 года». Мне показалось, что главный герой все же не раскаялся. И ощущение власти – и возможности пользоваться ее благами – перевесило некие моральные терзания. Да и были ли они, эти терзания? Ты уверен, что сам, окажись в такой ситуации, оказался бы достаточно стоек, чтобы противостоять соблазнам «договориться по-хорошему» и встроиться в режим? Ведь кто знает точную цену такой договоренности? Со стороны она – одна. Изнутри – совсем другая. Как и цена отказа, впрочем.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости