Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Все немного психопаты: как непристойные «Бедные-несчастные» стали фильмом года

Чем хорош оскароносный фильм

журналист, литературный критик

Мужчине пересадили мозг козы. Хорошо ли это, нравственно ли? Трудно сказать вот так сразу. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть выдающийся фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные».

Картина получила «Золотой глобус» в двух номинациях, в том числе как «Лучший фильм — мюзикл или комедия», и четыре «Оскара», одним из которых Эмму Стоун признали лучшей актрисой. Журнал Variety назвал «Бедных-несчастных» фильмом года. В общем, есть о чем поговорить.

Роман «Бедные-несчастные» 1992 года писателя Аласдера Грея в постмодернистском ключе переосмысливает знаменитого «Франкенштейна» Шелли: весьма специфический, но вне всякого сомнения гениальный ученый создает нечто крайне противоречивое.

В фильме Лантимоса этим противоречивым становится Эмма Стоун. Ученый в исполнении Уиллема Дефо находит в условной Темзе псевдовикторианского Лондона труп утопшей беременной девушки. Он бы мог оживить девушку, но зачем? Ведь очевидно: что-то заставило ее броситься с моста, порвать со своей жизнью. Так нужно ли ее в эту жизнь возвращать? Вместо этого светило решает создать новую личность, пересадив девушке мозг ее нерожденного ребенка.

В этом фильме все так или иначе связано с разрезанием, кромсанием, зашиванием. Сам Годвин Бакстер (Дефо) был в детстве перекроен своим гениальным отцом — лицо состоит из шрамов и геометрических перекосов, мошонка, по его словам, прожжена утюгом, а желудочно-кишечный тракт вынесен вовне. По дому ученого ходят грубовато сшитые свинособаки и куроовцы, по городу он передвигается на паровой карете, к которой прибита лошадиная голова, сам же он целыми днями вскрывает трупы.

И вот он создает прекрасную Беллу — говорящее имя. Взрослая женщина с мозгом младенца передвигается как сложносочиненный инвалид, говорит обрывками, мочится под себя, но очень быстро развивается. Речь становится яснее и сложнее, движения грациознее, а главное — Белла открывает для себя мастурбацию, что становится гигантским шагом на ее пути в самопознании. Профессор просит своего лучшего студента понаблюдать за Беллой, что, естественно, приводит к романтическим отношениям с женитьбой в перспективе. Но тут появляется коварный адвокат, который еще совсем интеллектуально незрелую Беллу соблазняет и увозит в Лиссабон, а далее и по всему миру.

Вообще-то все это должно быть довольно скучно. Сюжет избитый, да еще и приправленный модной современной повесткой — женский путь самопознания, мое тело — мое дело, лучшие друзья женщин — черные проститутки, мужчины — однозначное зло, а хорош только тот, кто готов прислуживать, и условно хорош тот, кто уже обездвижен.

Но фильм за два с лишним часа не только не успевает надоесть, но и захватывает как настоящее большое произведение искусства, с которым можно спорить, в котором можно искать изъяны, но на которое трудно не обращать внимания.

Важнейшая составляющая фильма — художественное оформление. Что и неудивительно, за него картина получила еще одного «Оскара». Хитрость художника-постановщика (ее зовут Шона Хит, но статьи о ней нет ни в одной версии Википедии) состоит в том, что она делает все одновременно и точно, и приблизительно. Города в ее оформлении узнаваемы, но не воспроизведены буквально. Это будто фантазия на тему того или иного города — вот обрезки Нотр-Дама, вот лиссабонские азулежу (португальские изразцы. — «Газета.Ru»), вот подобие египетских развалин.

Таким образом, декорации не перетягивают внимание на себя, не становятся главными в кадре, оставаясь при этом вполне выразительными. Костюмы окружения сделаны вроде бы достоверно — фартуки горничных, дамские платья, джентльменские сюртуки, и именно поэтому на их фоне так сверкают нелепые наряды главной героини — шорты и платье с рукавами-фонариками. Зритель видит, что она не то чтобы чужая, но, по крайней мере, нездешняя. Снег в кадре с парижским сквером нарочито театрален, и это ощущение усугубляется тем, что по нему на заднем плане идет черно-контрастная похоронная процессия.

Что же касается действия, то оно в смысловой своей составляющей будто разделено парадоксальным клином — героиня одновременно нарочито сексуализирована (она работает в борделе и вообще познает себя почти исключительно через секс, пока не начинает увлекаться социализмом) и при этом как-то удивительно асексуальна при всех внешних данных. В отношениях с другими людьми она полуживая, она действует, руководствуясь своими интересами, которых пока еще не осознает.

В этой истории все немного психопаты, как это в героическом кино теперь и принято — вспомните «Джокера» или «Уэнсдей». Все изломаны изначально и уже не соберутся в полноценных классических героев с благородными порывами, все должны идти наперерез, но не ради высокой цели, а ради самореализации. Самореализация и самопознание — вот новые боги крайнего индивидуализма.

Наверное, чтобы не увлекаться спойлерами, стоит только отметить, что, несмотря на весь пройденный путь, Белла приходит к весьма буржуазной жизни, в рамках которой муж подает ей и ее подруге коктейли, а бывший мучитель щиплет травку на газоне. Я же упоминал — мужчине пересадили мозг овцы.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

Что думаешь?
Загрузка