Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мир посылает бигтеху сигнал: будет ли ответ

Почему 2022 год станет для ИТ-индустрии действительно «новым» годом

Социальные сети уже давно перестали быть просто источником общения и обмена забавными картинками. Сегодня они неотъемлемая часть нашей жизни: здесь мы узнаем последние новости наших друзей, общаемся в пабликах по интересам, следим за важными общественными событиями в live-режиме и имеем возможность тут же их обсудить и узнать мнение инфлюенсеров. Контент, который мы получаем в новостных лентах, способен оказать серьезное влияние на наше мировоззрение, мнение о ситуации и установки. Однако, как показали события прошлого года, такие перемены далеко не всегда происходят в лучшую сторону. Алгоритмы соцсетей бывают непредсказуемы, и в поле зрения людей могут попасть и деструктивные видеоролики, и фейковые новости, и треш-контент, провоцируя пользователей на агрессию и радикализацию.

Прошел год с момента инцидента в Капитолии 6 января 2021 года, когда сторонники экс-президента США Дональда Трампа устроили беспорядки в Вашингтоне в знак протеста против результатов президентских выборов. Событие стало знаковым для современной истории штатов: оно не только обозначило раскол в американском обществе, но и раскрыло нового «игрока», имеющего реальные рычаги давления на политические и общественные процессы, – бигтех.
 
Во многом январские события произошли из-за неспособности (или нежелания?) крупнейших американских соцсетей контролировать происходящее на собственных площадках. Скандалы, жестокость, конспирология, фейки – эти и другие виды негативного контента бигтеху оказалось продвигать куда выгоднее, чем правду и официальную информацию. Ведь именно провокационные публикации привлекают большее внимание аудитории, повышают просмотры и время, проводимое на площадке, - а значит и прибыль ИТ-гигантов.
 
То, что беспорядки в Капитолии не обошлись без «подогрева» со стороны соцсетей, привлекло внимание регуляторов, и о проблеме, наконец, заговорили уже на уровне руководства страны.

В марте 2021 года Конгресс США призвал к ответу глав Facebook (Марк Цукерберг), Google (Сундар Пичаи) и Twitter (на тот момент пост занимал Джек Дорси). Платформы обвинили в распространении фейков и деструктивного контента, которые в итоге привели к штурму Капитолия. Тогда ответственность за недостаточную модерацию и спорные решения алгоритмов признал только Дорси, однако роль других обвиняемых в произошедшем особо не вызывает сомнений. Так, за несколько недель до событий в американской столице Facebook распустил оперативную рабочую группу по модерации политических сообществ - видимо решив, что постоянный контроль за таким контентом на площадке излишен.

А на YouTube даже год спустя теории заговора и фейки о фальсификации выборов, все еще легко доступны и набирают просмотры. Некоторые из них совершенно абсурдны, как, например, видеоролики, в которых утверждается, что противники Трампа использовали Covid-19 в качестве биологического оружия, чтобы украсть результаты выборов. Тем не менее, такой контент до сих пор востребован, а значит кто-то из пользователей его потребляет и верит в его достоверность.
 
Осенью прошлого года опасения по поводу недобросовестной модерации ИТ-гигантов появились даже у преданных фанатов американских соцсетей.

Особенно, конечно, у тех, кто пользовался Facebook: корпорация Марка Цукерберга попала в такой скандал, что её руководству пришлось спешно проводить ребрендинг для спасения «честного» имени. Правда это едва ли помогло компании. Порядка 40% американцев негативно отнеслись к смене названия, а 51% связали перемены с попыткой замять череду громких скандалов. Не удалось реабилитироваться и к концу года. В рейтинге Yahoo Finance Meta была признана худшей компанией 2021 года. Менее привлекательной корпорация стала и для специалистов отрасли: в ежегодном рейтинге лучших мест для работы в США Meta опустилась c 11 места на 47. Это стало худшим результатом ИТ-гиганта за последние 12 лет.
 
Такие низкие показатели не удивительны с учетом громких разоблачений, которые буквально сыпались на голову ИТ-гиганта в 2021 году. Выяснилось, что  компания игнорировала сообщения о незаконной деятельности мексиканского наркокартеля, закрывала глаза на наличие на платформе объявлений о продаже людей, сама продвигала разжигающие ненависть посты об этнических меньшинствах с призывами к насилию.

В декабре Facebook столкнулась с рядом судебных исков со стороны беженцев рохинджа по обвинению в подстрекательстве к геноциду в 2017 году мусульманского меньшинства в Мьянме. WSJ выяснил, что компания Цукерберга «приложила руку» и к трагическим событиям в Эфиопии в 2020-м году: радикально настроенные группы использовали Facebook для призывов к насилию в отношении народа, населяющего штат Тыграй, ставшего жертвой этнической чистки. Экстремистский контент просочился в сеть из-за банального отсутствия модераторов, говорящих на местных языках и наречиях. Кроме того, компания даже не удосужилась перевести свои правила сообщества на местные языки.

Скандалы, связанные с безответственностью техногиганта, плавно перетекли и в новый 2022-й год: в начале января Анджела Андервуд, сестра офицера службы безопасности, убитого в американском Окленде в 2020 году, подала в суд на Facebook, обвинив соцсеть в сознательном продвижении разжигающего ненависть, жестокого контента и призывов к экстремизму.
 
Причина подобных ситуаций не только в безответственном подходе ИТ-гигантов, но и в банальном распределении финансирования. Согласно документам, предоставленным бывшей сотрудницей Facebook Фрэнсис Хауген, порядка 84% бюджета, выделенного на борьбу с дезинформацией и ненавистью, распределены на модерацию контента в США, хотя американцы составляют менее 10% аудитории соцсети. Всем остальным остается всего 16% средств. Это приводит к тому, что некоторым странам достается смешное число модераторов-людей, явно не способных сдержать лавину деструктива, и никаких автоматизированных систем, которые бы заменили человека. Так обстоят дела, например, в Финляндии, где борьбу с противозаконным контентом осуществляют всего 11 сотрудников, сидящих в берлинском офисе. Автоматической модерации удостаиваются лишь наиболее популярные на просторах сети языковые группы. Финны своего алгоритма не получили, а значит без присмотра остался такой запрещенный контент, как язык вражды, насилие и нагота.
 
Россия не исключение из этой печальной тенденции.

У нас в стране все еще нет офисов ни Facebook, ни других ИТ-гигантов, где работали бы русскоязычные модераторы, а количество деструктива на интернет-площадках и не думает уменьшаться. По данным Роскомнадзора, только с января по сентябрь 2021 года было выявлено и заблокировано более 427 тыс. материалов с запрещенным контентом. 166 тыс. из них относились к таким категориям, как «наркотики», «пропаганда самоубийства» и «детская порнография». Показательно, что более трети всей запрещенной информации прислали в ведомство сами россияне (видимо, на жалобы соцсети не обратили никакого внимания).
 
С такой «закономерной» практикой необходимо бороться, и российский регулятор активно принимает меры по обузданию ИТ-гигантов.

В декабре 2021 года за систематическое неудаление запрещенного контента Meta (как теперь именуется Facebook) назначили оборотный штраф в размере 1,99 млрд руб., по той же статье был оштрафован Google - на 7,221 млрд руб. За игнорирование закона ранее был наказан и Twitter. 10 марта Роскомнадзор сообщил о замедлении трафика соцсети на территории России. Почти сразу после этого компания пошла на мировую, не рискнув нарываться на полную блокировку ресурса. Сегодня на платформе удалено более 90% запрещенной информации, однако скорость модерации оставляет желать лучшего.
 
Ситуация выходит парадоксальная: количество деструктивного контента на иностранных площадках остается гигантским, мощностей для модерации запрещенных материалов у них явно не хватает, безопасность российских пользователей для американских офисов не в приоритете, зато времени на то, чтобы пристально отслеживать и цензурировать контент российских СМИ, у ИТ-гигантов предостаточно.

По статистике, представленной Роскомнадзором в ноябре 2021-го, с 2020 года был зафиксирован 51 случай цензуры материалов российских СМИ и их официальных аккаунтов со стороны зарубежных интернет-площадок. Лидером среди цензоров стал YouTube — 24 случая; затем идет Facebook — 13 случаев; Instagram — 8; Twitter — 4; Google — 1; TikTok — 1. При этом зачастую при блокировке не сообщается конкретная причина, а следуют пространные заявления о нарушении правил сообщества той или иной площадки.

Непонятно, где находится граница и как далеко может зайти «американская машина цензуры», если даже ссылки в материалах на официальную информацию от государственных органов не останавливают ИТ-гигантов от того, чтобы объявить контент фейком.

Показательным стал случай, когда в марте прошлого года Facebook заблокировал статьи РБК, ТАСС, «Ведомостей» и «Коммерсанта», основанные на  официальном сообщении ФСБ и Следственного комитета.
 
Проблемы ИТ-гигантов с модерацией, их растущие возможности влиять на миллионы пользователей, непрозрачная работа алгоритмов, политическая предвзятость – все это привлекает все большее внимание регуляторов по всему миру.

Стремление обуздать корпорации, жаждущие наживы, но не проявляющие достаточно ответственности по отношению к своей аудитории, - уже общемировой тренд. В 2021 году меры по защите пользователей, особенно несовершеннолетних, от негативного влияния соцсетей приняла Великобритания. Австралия предложила правительствам всего мира призвать социальные сети к саморегулированию, а также совместно выработать нормы по борьбе с дезинформацией в интернете.

На своей американской родине бигтеху приходилось регулярно посещать слушания в Сенате и Конгрессе, пытаясь объяснить негативные результаты своей деятельности. В Евросоюзе в том году активно велась работа над европейскими законами «О цифровых услугах» и «О цифровых рынках», а в Германии с 1 февраля 2022-го вступит в силу новая редакция закона о социальных платформах: отныне операторы социальных платформ обязаны не удалять «контент, разжигающий ненависть», а докладывать о такого рода публикациях сразу в Федеральное ведомство уголовной полиции.

Конечно, учитывая существующие кейсы, довольно трудно представить, что техногиганты готовы всерьез взяться за изменение своей политики и пожертвовать частью прибыли ради безопасности пользователей. Тем не менее, остается надежда на то, что прошлый год со всеми скандалами, регуляторными мерами, жесткими санкциями и многомиллионными штрафами заставил бигтех сделать правильные выводы. И 2022-й станет для ИТ-индустрии действительно «новым» годом.
 
Автор — член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН.

Новости и материалы
В Новосибирской области произошло землетрясение
Эстония планирует возвести зарождения на границе с Россией
Бельгия отказала ВТБ в разблокировке активов клиентов
СБУ заочно предъявила обвинения продюсеру Юрию Бардашу
Появилось видео, как в Петербурге мужчина попал под колеса после воровства сумки
В Петербурге намерены штрафовать туристов за неуплату курортного сбора
Получившего двойной перелом черепа вратаря ЦСКА выписали
Российские военные за сутки сбили 34 дрона ВСУ
Соцсети удивила женщина, приготовившая яичницу на раскаленном асфальте
Власти Новороссийска рассказали о последствиях беспилотников на город
Издание Foreign Policy узнало о возможных последствиях закона об иноагентах для Грузии
Постпреды Евросоюза согласовали новый режим санкций против России
Полицейские вновь нагрянули в клинику Тимура Хайдарова
В СПЧ объяснили необходимость запретить ношение никабов
Китай внес в «черный список» компании ВПК США из-за санкций, касающихся России
FAW впервые прокомментировал неудавшееся сотрудничество с «АвтоВАЗом»
США наращивают импорт российских товаров
Альбину Джанабаеву раскритиковали за фотосессию с обнаженной грудью: «В паспорт смотрели?»
Все новости