Да, на то есть объективные причины, число заболевших коронавирусом и в России, и в мире растёт. В связи с этим мы, конечно, должны понимать свою ответственность, соблюдать новые санитарно-эпидемиологические правила. Но COVID-19 не снимает с повестки дня ряд крайне актуальных вопросов.
С каким багажом выйдут нынешние студенты из стен горнотехнических университетов? Сумеют ли обеспечить преемственность поколений в минерально-сырьевом секторе? Если кто-то считает, что это не слишком важно, то он очень серьёзно ошибается. Именно отсутствие должного уровня компетенций приводит к авариям, травматизму, экологическому ущербу, низкой эффективности производства и, как следствие, тормозит социально-экономическое развитие России. В то же время все прекрасно понимают, в том числе и на уровне таких гуманистических организаций, как ЮНЕСКО, что добыча природных ресурсов необходима для глобальной экономики, а потому без горной и нефтегазовой отрасли мир попросту не выживет.
Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что требования к уровню знаний и навыков молодых людей, которые приходят работать в профильные компании, напротив, становятся выше. Запросы рынка труда сегодня таковы, что выпускник для успешного трудоустройства должен обладать целым набором дополнительных компетенций: свободно говорить на английском, понимать экономику производства, знать технологическую цепочку и так далее. Но разве можно добиться этого, сидя дома и слушая лекции в онлайн-режиме?
Проблемы, связанные с падением качества высшего технического образования и ростом дефицита высококвалифицированных кадров, характерны не только для России, но и для большинства постиндустриальных стран. В Австрии, Германии, многих других государствах диплом о высшем техническом образовании давно уже не считается гарантией профессионализма его обладателя. Выпускники там не получают статус инженера сразу после окончания вуза, они не могут быть допущены к работе со сложным оборудованием или занимать руководящие посты. И это вполне логично. Требуется ещё и практический опыт работы на производстве.
Всё больше наших коллег из крупных энергетических и горнорудных компаний, представителей научно-образовательного сообщества говорят о важности создания международной унифицированной системы компетенций специалистов минерально-сырьевого комплекса. О необходимости разработать единые пороговые требования, которым должны будут соответствовать инженеры во всём мире, и ввести обязательную аккредитацию на статус профессионального горного инженера.
О чём идёт речь? После окончания горнотехнического университета выпускник поступает на работу по своей специализации в качестве стажёра. Это не должно влиять на уровень его заработной платы, но полноценным инженером он ещё не является.
Для того чтобы получить этот статус он должен через три (для бакалавров) или два (для магистров и специалистов) года пройти краткосрочные курсы повышения квалификации и затем сдать экспертам экзамен на знание профессиональных стандартов.
В случае успеха имя претендента вносится в международный реестр. Это служит доказательством его высокой квалификации, повышает карьерные перспективы и позволяет работать в любой точке земного шара, не сдавая дополнительные экзамены на национальном уровне. Доказывать свою состоятельность больше не требуется – она очевидна. Для публичных компаний, в штате которых высок процент сертифицированных инженеров, это тоже выгодно. Они получают возможность значительно увеличить свою капитализацию на ведущих фондовых биржах мира за счёт подтверждения высокого уровня их кадрового потенциала.
Внедрением в жизнь этой инициативы сегодня занимается Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, который организован в Петербурге, на базе нашего Горного университета. Его экспертами, обладающими статусом привилегированных инженеров, являются представители бизнеса, научных организаций и высших технических учебных заведений из самых разных стран мира. В частности, из Австрии, Великобритании, Германии, Китая, ЮАР и многих других государств, где созданы опорные структуры нашего Центра ЮНЕСКО. Все они подтвердили свою заинтересованность в повышении качественного уровня кадров, занятых в отрасли, и готовы участвовать в работе по созданию международной унифицированной системы компетенций специалистов минерально-сырьевого комплекса.
Эта система уже действует в некоторых отраслях. К примеру, при допуске за штурвал пилотов пассажирских самолётов или капитанов морских судов, в руках которых находятся жизни людей. Но неграмотная эксплуатация или строительство подземных шахт и буровых тоже может привести к многочисленным жертвам. И такие примеры, к сожалению, не единичны.
В завершение хотелось бы привести расхожую фразу, которая популярна сейчас в интернете: «Если Вы считаете, что 2020 год - катастрофа, подумайте о 2050-м, когда миром будут править люди, обученные дома на «дистанционке»». В том случае, если мы не объединим усилия и не переломим ситуацию с падением качества инженерного образования, нас действительно ждёт весьма печальное будущее.
Автор — ректор Санкт-Петербургского горного университета