Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Карта испуганной страны

Яков Миркин о том, почему проект бюджета не похож на план выхода из кризиса

Закон о бюджете – это тысячи страниц, частью секретных. Каждый год в уже принятый закон вносится множество изменений. Как разобраться в этом бумажном буйстве? Что сулит нам бюджетная политика – новые школы или котлованы с зарытыми там деньгами? Для этого нужна карта — где находимся и куда движемся. Первое, что бросается в глаза в бюджетной карте 2018–2020 годов, одобренной в первом чтении в Госдуме – это тяжелейшие налоги.

Две трети государств имеет меньшую фискальную нагрузку, чем Россия. Все страны с темпами роста в 4-6% имеют налоговое бремя гораздо меньше, чем у нас. Даже сам Минфин в своих Основных направлениях бюджетной политики на 2018 – 2020 годы вдруг проговаривается, что государство слишком глубоко залезает в наши карманы и это ограничивает рост.

Фундаментальное свойство российского бюджета – брать из доходов бизнеса и населения слишком много, не создавая легких налоговых стимулов к росту. Это свойство останется с нами и в 2018 – 2020 годах.

Отсюда и низкая норма инвестиций в основной капитал – в районе 20-21% ВВП, не дающая экономике расти быстро. В Китае норма инвестиций выше 40%, в Индии — под 30%.

Много налогов, пошлин, сборов и мало инвестиций? Понятно, почему Минфин прогнозирует в 2018 – 2020 годах унылые 2,1 – 2,3% роста ВВП (их еще нужно сделать), в то время, как весь мир растет со скоростью выше 3%, а Китай и Индия – больше 6% ВВП в реальном измерении в год. Но если будем медленно расти, значит, и бюджет в 2018 – 2020 годах обязательно будет скорее дележкой пирога, который, если и прибывает, то по чуть-чуть.

Бюджет с огромным желанием что-то сжать, сэкономить, отрезать лишнее, но не бурно расти. Это называется «бюджетная консолидация», замораживание – и, в первую очередь, в социальных расходах.

Бюджетная консолидация – это всегда кризисное состояние. Именно ее нам пророчит Минфин в 2018 – 2020 годах.

Что еще есть на карте государственных финансов? Больше 15 лет мы существуем с бюджетом страха, предосторожности. Как только появятся какие-то, в понимании Минфина, лишние деньги, их нужно сразу же отдать в резервные фонды, в валюту, а не в инвестиции и не в рост. Речь идет о знаменитом «бюджетном правиле», когда нефтегазовые доходы от превышения цены нефти в 40 долларов (когда-то 92 доллара) будут складываться про запас вместо того, чтобы тратить. На них будет покупаться валюта.

Вроде бы так и нужно, а как же еще? На самом деле – огромная деформация.

Сначала бизнесу и имуществу населения не даем расти, изымая у них слишком много из заработанного в бюджет. А потом эти взятые с боем деньги сами не вкладываем, отправляя вместо инвестиций в валюту, за рубеж.

Чудесная конструкция экономики, у которой вечно выкачивают наружу деньги, ее кровь, и еще требуют: «Расти, милая, побыстрее!».

Что еще на нашей путеводной карте? Красным, ярко помечено – «государственный долг». Источником роста инвестиций, а потом и доходов бюджета мог бы стать госдолг не в 15 – 16% ВВП, как нам обещает Минфин в 2018 – 2020 годах, а хотя бы в 25 – 30% ВВП, что тоже безопасно, особенно если он финансируется во многом за счет внутреннего инвестора. В быстро растущем Китае в 2018 – 2020 годах госдолг будет больше 50%, в Индии, ставшей всех опережать, выше 60% (МВФ). Все финансовые источники – под рост, под скорость модернизации.

Но мы после 1998 года никак не можем прийти в себя, преодолеть психологическую травму, связывая с госдолгом только дефолты, инфляцию, вывоз капитала (его и так вывозят в огромных количествах), но не используя его так, как это делается повсеместно — для поддержки роста.

На нашей карте есть еще большая гора – Банк России. Когда бюджет – серенький и он осторожничает, но при этом Центральный банк доступным кредитом и снижающимся процентом стимулирует экономический рост, всегда есть надежда на то, что впереди – высокая динамика национального хозяйства. Но в нашем случае это не так. На бюджет накладывается «умеренно-жесткая денежная политика» Банка России, высокий процент и любовь к сильному рублю. Всё вместе, с учетом санкций в доступе к международному рынку капиталов, скорее, тормозит, а не поддерживает рост.

Это так называемое «великое финансовое замораживание», в котором стынет российская экономика.

В ней, чтобы расти по-настоящему, вся надежда на внешние факторы, на то, что мировые цены и спрос на нефть и другое экспортное сырье будут выше, чем ожидается. А еще на то, что больному хочется жить, и он будет как-то сам восстанавливаться, не забывая о финансовой помощи, оказываемой из бюджета оборонно-промышленному комплексу, зерновому хозяйству, фармацевтике и некоторым другим точкам «опережающего роста».

Что делать, куда деваться, как говорили когда-то в русских деревнях? Перед нами карта холодного, боязливого бюджета, пытающегося всем объяснить, что чем осторожнее он будет, тем лучше условия для роста экономики, особенно в условиях жесткого кредита. Но это все слова, а бюджет – это дела и деньги. Их-то сколько?

И доходы, и расходы консолидированного бюджета (центр + регионы + внебюджетные фонды) в 2018 – 2020 годах будут находиться в пределах 32 – 36 трлн рублей. В валютном эквиваленте Минфин оценивает их в $500 – $580 млрд (в 2013 году – примерно $800 млрд). Это небольшая величина. В любой из стран «Большой семерки» доходы «общего правительства» выше. Бюджет США примерно в 12–14 раз больше.

На что пойдут эти деньги? Куда на карте растечется эта денежная река? Первое, что замечаешь — некоторое ослабление силового аспекта в структуре расходов консолидированного бюджета. На национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность в 2013 году приходилось 16,8% расходов «общего правительства», в 2016-м – 18,5%, в 2020-м планируется 14,1%.

Чуть меньше станет «общегосударственных вопросов». Их доля в расходах сократится с 6% до 5,7%. Зато обслуживание государственного и муниципального долга вырастет до 2,9% расходов в 2020 году вместо 1,7% в 2013-м. Если сложить все эти статьи, то видно, что государство решило стать чуть дешевле в сравнении с временем до кризиса (2013 год).

Правда, мы не знаем, не перенесена ли часть расходов в другие части бюджета (данные закрыты). Когда оборонные предприятия докапитализируются, чтобы покрыть убытки и кредиты, или получают процентные субсидии из бюджета – это, по сути, военные расходы. То же самое, если социальные расходы, связанные с силовыми структурами, финансируются из обычных статей.

Относительно меньше станет вложений в национальную экономику (от 13% расходов в 2013 году к 12,2% в 2020-м). Зато чувствуется попытка оживления социальной части бюджета. Именно в том самом важном для нас куске финансов, за который мы бесконечно торгуемся с государством.

Всем известно, что был провал в финансировании образования. В 2016 году на эти цели тратились 9,9% расходов консолидированного бюджета вместо 11,4% в 2013-м. На 2020 год планируется 10,7%. То же в финансировании ЖКХ, культуры и кинематографии – налицо попытка после спада во время кризиса приблизиться к уровню 2013 года.

В здравоохранении вместо 9,2% в 2013 году намечены 11,5% в 2020 году. Виден рост затрат в части «социальной политики» (пенсии, социальное обеспечение) с 34,6% в 2013 году до 34,9% в 2020 году. Как раз тот случай, когда доли процента стоят десятки миллиардов.

В целом, если взять «социальные статьи» консолидированного бюджета, то в 2013 году на них приходилось 61,8% расходов, в 2016 году – 60,1%, в 2020 году – 63,2%. Намерения чуть развернуть денежную реку в сторону населения очевидны.

Стоит ли аплодировать? Встать и петь гимны? Нет, потому что экономика очень хрупка, крайне зависима от внешних факторов, пляшущих, как на сковородке, и еще тысячу раз может все перемениться. Но это реальная картина – пассивный, не блещущий стимулами бюджет, пытающийся стать в 2018 – 2020 годах чуть более социальным.

Самое главное для нас, что это не бюджет опережающего развития и не бюджет страны, собирающейся расти со скоростью выше среднемировой. Скорее бюджет, крадущийся по неровной дороге и пытающийся не провалиться в яму.

Мы можем уважать старания государства, пытающегося стабилизировать экономику и чуть подбодрить граждан, но должны понимать, что «экономическое чудо» в России, если бы оно состоялось – это совсем другая, более агрессивная финансовая политика во всех ее ипостасях: налоги, пошлины и тарифы, государственные расходы, госдолг, кредит, процент, валютный курс, амортизация, инвестиции.

Автор – заведующий отделом международных рынков капиталов ИМЭМО РАН

Новости и материалы
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
Все новости