Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Министр-вредитель» и 896 шапок

Петр Бурчеев о том, почему возврат к советской системе образования невозможен при любом главе Минобрнауки

Реакцию общественности на отставку министра образования и науки Дмитрия Ливанова предсказать было нетрудно. И действительно, как только стало известно, что он переходит на работу по налаживанию экономических связей с Украиной, во всех политических лагерях развернулось действо под названием «провожали Ливанова — порвали два баяна». Радовались все: от либералов до националистов. Правда, проводы быстро были свернуты, и все убежали на ристалище — ломать копья по поводу его сменщицы. Но это уже другой вопрос.

Вернемся к Ливанову и попробуем понять, чем объясняется столь редко наблюдаемый общественный, простите, консенсус в оценках. А недовольство было непритворным: согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в апреле этого года, Ливанов являлся самым непопулярным членом кабинета министров, получившим общую оценку 2,72 балла. Вспомнить основные претензии не составляет труда: планомерно уничтожал великую советскую систему образования, поддерживал ЕГЭ, который есть порождение лукавого, закрывал и объединял вузы, чуть не прикончил Академию наук и тратил деньги на программу «5-100». В общем,

выражаясь словами Михаила Евграфовича, «сжег гимназию и упразднил науки».

Каждую из этих претензий можно разбирать подробно, и результаты могут оказаться весьма неожиданными. Возьмем тот же пресловутый ЕГЭ. Я сейчас скажу страшную вещь: сегодняшний ЕГЭ ничуть не хуже советской «билетной» системы оценки. Вспомните, сколько скандалов происходило во время сдачи единого государственного экзамена в начале 2000-х. А теперь сравним с недавно прошедшим ЕГЭ-2016. Ни одной негативной публикации, никакого шума в прессе. Просто нет поводов. Исчезли и «ЕГЭ-туризм», и «помощь» учителей на экзаменах, и выкладывание правильных ответов в интернет, и все остальное.

То же и с «оболваниванием» и «тупой зубрежкой». Именно при Ливанове из ЕГЭ активно убирали тестовую «угадайку», в некоторых предметах добавили устную часть, в школу вернули сочинение, а экзамен по математике разделили на базовый и профильный. По сути, ливановскому министерству удалось оптимизировать процесс сдачи экзамена, выстроить систему независимой, предельно открытой и, насколько это возможно, объективной оценки знаний школьников. Система отлажена, и по большому счету у тех, кто реально сталкивается с «выпускными», к ЕГЭ в его сегодняшнем виде очень мало претензий.

Но разбирать подробно каждую проблему в российском образовании вряд ли имеет смысл, потому что хороших министров образования у нас не было и не будет никогда.

Министр образования и науки всегда будет проклинаемым «камикадзе», потому что наше общество хором скандирует: «Перестаньте гробить советскую систему образования!» А все, что он может в ответ, — это только развести руками.

Забудьте. Не будет у нас советской системы образования. Вот только один пример. В НИТУ «МИСиС», ливановской alma mater, третий год действует стипендиальная программа Best MISIS: поступающие в университет абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ на первом курсе ежемесячно получают от 10 тыс. до 20 тыс. руб. в зависимости от количества баллов. И эта программа работает, хотя, конечно, и обходится университету в копеечку. Родители честно признаются: это для них мощный мотивирующий фактор, «по крайней мере я в Челябинске буду спокойна, зная, что у дочки деньги на тарелку супа в столовой будут».

Так вот, если разобраться, то Best MISIS — это обычная советская стипендия. По деньгам выходит примерно то же самое: половина плохой зарплаты, порядок цифр сопоставим. Вот только в Союзе тогдашнюю Best MISIS получали все студенты страны, а не суперотличники одного университета. И не один год, а пять минимум. А теперь подсчитайте, какие это деньги. Сейчас в стране 4,77 млн студентов, умножаем пусть даже на 10 тыс., потом на 12 месяцев, потом пусть даже на четыре года бакалавриата. Сравниваем со строкой «Образование» в бюджете, вздыхаем. А это только вузы, без среднего специального образования. А это только стипендия.

А зарплаты преподавателям? Советская образовательная система стимулировала конкуренцию в этой сфере, ей надо было, чтобы на место вузовского преподавателя прорывались лучшие. Поэтому зарплата «остепененного» работника высшей школы была изрядно выше средней зарплаты по стране, а профессор получал столько же, сколько и депутат Верховного совета, — 500 руб. Переводить в сегодняшний эквивалент будем? А общежития? А финансирование научных исследований? А оборудование для лабораторий? Вы знаете, сколько стоит современный электронный микроскоп?

Давайте признаемся хотя бы самим себе:

советская система образования требует вкладывать в высшую школу столько, сколько Россия просто не может себе позволить.

Мы живем в весьма небогатой стране, ну нет у нас столько денег. Зато есть оставшаяся в наследство образовательная система, которая изначально на уровне общих принципов формирования заточена под то, что в нее будут вливать и вливать финансы. Которых, как всем с недавних пор известно, нет, но… в общем, вы в курсе. Сохранение этой системы при финансировании, упавшем в несколько раз, привело к закономерному итогу. Помните знаменитую басню про овечью шкуру и восемь шапок? Вот именно это у нас и получилось.

Причем количество «шапок» постоянно росло.

По данным Росстата, в 1980 году в РСФСР было 494 вуза. В Российской Федерации к 2010 году их количество возросло до 1155, и это не считая филиалов, число которых тоже резко увеличилось.

При этом более чем в 40% российских вузов учились менее 1 тыс. студентов. Большинство таких «академий» и «университетов» только с большой натяжкой можно назвать вузами. Там слабая материально-техническая база, почти нет современного оборудования и масштабных библиотечных фондов, очень низкий процент преподавателей с учеными степенями, практически отсутствует научный сектор.

Поскольку получившиеся «шапки» использовать по назначению было крайне затруднительно, из них сделали то, на что они хоть как-то годились, — конторы по узаконенной продаже дипломов и отсрочек от армии. И все бы хорошо, но страна начала развиваться и ей потребовалась пусть и не прежняя (денег нет!), но эффективно работающая система образования.

Отсюда и все непопулярные действия министерства. Отсюда и закрытия вузов — с 1080 на момент прихода Ливанова до 896. И пресловутые «слияния»: за прошедшие годы качество подготовки резко упало во многих давно существующих университетах, вот министерство и цепляло их к сильным вузам, вынуждая тех «паровозить» отстающих.

Отсюда и сокращение количества студентов более чем на четверть — с 6,48 млн до 4,77 млн, — ну не нужно стране столько дипломированных специалистов, нет для них рабочих мест, зачем высшее образование будущим секретарям и продажникам?

Отсюда и то пристальное внимание, которое «ливановское» министерство уделяло развитию среднего специального образования. И даже пресловутая программа «5-100», она, похоже, вовсе не для попадания в топ-100 мировых рейтингов была задумана, а для усиленного финансирования небольшого количества критичных для страны университетов, сохранивших (правдами и неправдами) высокое качество преподавания. Так сказать, «в условиях нехватки всего, чего только можно, в первую очередь спасают тех, у кого наибольшие шансы выжить».

Посмотрите на список участников программы: там не региональные даже, а «межрегиональные» образовательные центры, ведущий гуманитарный вуз страны, ведущий медицинский вуз, около десятка лучших технических вузов, сохранивших наши знаменитые научные школы по физике, математике, инженерным наукам и т.п.

Все вышесказанное не значит, что Ливанов — ангел, а министерство все делало правильно и только мы, неблагодарные, этого не оценили. Нет, ошибок и недоработок было более чем достаточно. К примеру, стремление министерства жестко отслеживать эффективность работы университетов вылилось в итоге в бюрократический девятый вал, и количество разнообразных отчетов, программ, планов и т.п. практически погребло под собой несчастных преподавателей. Но все это не отменяет того факта, что и новый министр с вероятностью в 90% будет заниматься тем же самым «вредительством» и «разрушением». Другие варианты как-то плохо просматриваются.

И дело вовсе не в пресловутом «православном сталинизме».

Новости и материалы
Вучич заявил, что выборы в США могут привести к миру или к третьей мировой войне
Во Франции предупредили о возможных махинациях на выборах президента США
Приставы затребовали с россиян более 1,4 трлн рублей
Маск обвинил демократов США во лжи ради победы на выборах
Над Киевской областью заметили дроны
ВСУ пожаловались на западное вооружение
Харрис захватила лидерство среди вероятных избирателей
В ФРГ объяснили цель визита Бербок в Киев
Скандальный футболист впервые за 4,5 года сыграл в чемпионате Италии
«Хезболла» выпустила по Израилю около 90 снарядов
Ученые нашли «сверхпрожорливую» черную дыру в ранней Вселенной
Путин 5 ноября примет верительные грамоты у 28 послов
Белоусов заявил о высоком профессионализме российских военных разведчиков
В Киеве объявили воздушную тревогу
Американская ринг-герл показала грудь в просвечивающем белье
В США одобрили сделку по продаже Южной Корее четырех самолетов ДРЛО
В «Реале» знали, что Винисиус не выиграет «Золотой мяч»
Названо излюбленное средство хакеров для атак на российские компании
Все новости