Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Европе не стоит надеяться на Турцию

Ольга Гулина о том, почему скандальное миграционное соглашение находится под угрозой срыва

Попытка военного переворота в Турции привнесла серьезные изменения во взаимоотношения страны с Европейским союзом, в очередной раз поставив под сомнение возможность реализации миграционного соглашения ЕС – Турция. С каждым днем становится все очевиднее, что судьба этого спорного и осуждаемого большинством экспертов миграционного соглашения зависит лишь от ответа на вопрос, есть ли другие варианты разрешения миграционного кризиса и может ли Европейский союз в этом вопросе обойтись без Турции.

Поиск альтернативы потребует времени, ведь реальная значимость каждого ключевого пункта миграционного соглашения ЕС – Турция находится в зависимости от огромного количества внешних обстоятельств. Остроту дебатам о будущем миграционного соглашения придает и выдвинутый Турцией в конце июля ультиматум о назначении конкретной даты отмены визового режима под угрозой отказа от приема гуманитарных мигрантов.

Существо миграционных договоренностей ЕС – Турция можно свести к пяти пунктам:

Во-первых, лица, прибывшие незаконно на территорию Греции из Турции после 20 марта 2016 года, будут депортированы на территорию Турции. Турция признается безопасной страной, отвечающей стандартам демократии и гарантирующей права человека, и потому высылка гуманитарных мигрантов в Турцию юридически не нарушает Женевских конвенций.

Во-вторых, за каждого перемещенного на территорию Турции мигранта из Сирии Евросоюз берет на себя обязательство переселить одного сирийца на территорию государства – члена ЕС. Такой порядок действует в рамках оговоренных государствами – участниками ЕС квот на прием гуманитарных мигрантов, распространяется только на граждан Сирии и не применяется в отношении других гуманитарных мигрантов, находящихся в центрах размещения беженцев в Греции.

В-третьих, процесс либерализации визового режима между Турцией и ЕС зависит от выполнения Турцией всех необходимых формальностей и достижения 72 пунктов требований Евросоюза.

В-четвертых, в «бюджет» миграционного соглашения между ЕС и Турцией заложены выплаты Турции для улучшения условий гуманитарных мигрантов в сумме €3 млрд в 2016 году и €3 млрд в течение 2017–2018 годов. Предполагается, что Турция до получения заложенных в бюджет соглашения траншей должна представить конкретный план расходов по строительству школ, медицинских и санитарных учреждений, центров проживания мигрантов и пр.

Однако никакого механизма контроля расходования средств заключенное соглашение не предусматривает.

И в заключение — Турция и ЕС возобновляют обсуждение членства Турции в Европейском союзе, концентрируясь на согласовании условий в рамках двусторонних консультаций.

Лебеди, раки и щуки

Сегодня миграционное соглашение с Турцией напоминает тот самый воз с поклажей из басни Крылова, где его изо всех сил тянут в разные стороны лебедь, рак и щука.

«Лебеди» — сторонники сохранения обязательств в рамках соглашения ЕС – Турция. Среди них первые лица европейской политики — канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, они требуют соблюдения договоренностей, рассматривая реализацию обещанного безвизового режима между ЕС и Турцией как «поддержку гражданского общества Турции» и убеждая окружающих в выполнении Турцией взятых на себя обязательств по сдерживанию и расселению вновь прибывающих мигрантов на своей территории.

Действительно, Турция с момента подписания соглашения проделала огромную работу по внедрению стандартов ЕС в национальное законодательство и правоприменительную практику. По состоянию на март 2016 года Турция полностью выполнила 37 из 72 требований Европейского союза, необходимых для либерализации визового режима; частично — 23 и полностью невыполненными оставались 12 пунктов. Уже в августе 2016 года Турция отчиталась в выполнении 68 из 72 пунктов требований. Однако среди этих пяти пунктов есть два ключевых требования, по которым разногласия сторон принципиальны: соблюдение стандартов прав человека и отмена антитеррористического законодательства Турции. Учитывая, что еще в июле 2016 года Турция анонсировала приостановление всех своих обязательств в рамках Европейской конвенции по правам человека в соответствии со ст. 15 ЕКПЧ (отступление от условий конвенции во время войны или чрезвычайных обстоятельств), серьезно обсуждать «исполнительность» Турции по обязательствам миграционного соглашения ЕС – Турция невозможно.

Есть еще один лагерь европейских политиков — «щук», позиция которых — не иметь никакой активной позиции по вопросу миграционного соглашения ЕС – Турция. С одной стороны, заявленный принцип «один за одного», когда за каждого перемещенного на территорию Турции гуманитарного мигранта из Сирии Евросоюз берет на себя обязательство переселить одного сирийца на территорию государства – члена ЕС, не работает. Просто потому, что установленный лимит квот на переселение граждан Сирии в государства ЕС в размере не более 72 тыс. лиц не выполняется странами Европейского союза. С другой стороны, сама идея соглашения ЕС – Турция хотя и не отвергается открыто, но его выполнение ставится под сомнение.

Так, весьма незамысловато вышла из положения Венгрия, назначив на октябрь 2016 года национальный референдум, на котором граждане страны должны ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ЕС имел право давать указания о принудительном расселении неграждан Венгрии на территории Венгрии».

Наиболее многочисленный лагерь составляют европейские политики — критики, или «раки», требующие отыграть назад условия миграционного соглашения ЕС – Турция и нажать кнопку «Reset-перезагрузка» в обсуждении путей разрешения миграционного кризиса. Канцлер Австрии Кристиан Керн уже заявил о новой повестке выхода из миграционного кризиса, которую он готов предложить на рассмотрение европейского парламента в сентябре. Его поддержал министр иностранных дел страны Себастьян Курц, заявивший о необходимости полного пересмотра политики защиты границ ЕС и отхода от обязательств ЕС в рамках соглашения с Турцией.

Все новое — хорошо забытое старое

Стремление регулировать наплыв нежелательных мигрантов путем заключения соглашений с третьими странами, подобно миграционному пакту ЕС – Турция, — это отнюдь не новая идея европейских политиков. В далеком 2010 году правительство Ливии во главе с Муаммаром Каддафи требовало от ЕС ежегодно €5 млрд в обмен на сдерживание нежелательных миграционных потоков в Европу. Тогда лоббистом этого пакта на европейской арене выступала Италия и ее премьер-министр Сильвио Берлускони, которые должны были «убедить европейских коллег в необходимости и важности ливийского проекта».

После падения режима Каддафи вновь образованное правительство Ливии давило на Европейский союз, требуя скорейшего признания новой власти под угрозами наплыва 1,5 млн незаконных мигрантов из Африки в Европу. Несмотря на неудавшуюся судьбу первого миграционного соглашения ЕС – Ливия, сама идея подписания подобных договоренностей в настоящее время набирает обороты. Лидеры стран Африканского континента, заинтересованные в получении экономических преференций от ЕС и сохранении человеческого капитала в своих странах, и политики в Брюсселе обсуждают планы по подписанию миграционного соглашения между ЕС и странами Африки.

В череде правовых актов, регулирующих межстрановую и межконтинентальную мобильность, миграционное соглашение ЕС – Турция занимает особое место.

Во-первых, этот документ является примером самой быстро разработанной концепции противодействия миграции и претворения ее в жизнь. Первоначальный проект соглашения был утвержден и подписан в течение нескольких дней.

Во-вторых, отдельные положения этого соглашения провоцируют открытый конфликт интересов между действующими членами ЕС, Турцией как потенциальным членом ЕС и самим Европейским союзом.

Обсуждение возобновления членства Турции в ЕС вызывает напряженность в отношениях ЕС – Кипр, потому что оно заново ставит вопрос о территориях самопровозглашенной в 1983 году Турецкой Республики Северного Кипра, занимающей северную треть острова Кипр и официально находящейся под юрисдикцией Турции.

В-третьих, несмотря на все первоначальные сомнения в возможности реализации условий данного соглашения и уверенность в последующих нарушениях в его исполнении со стороны обеих сторон, внутри Европы до сих пор существуют влиятельные силы, заинтересованные в реализации миграционного соглашения ЕС – Турция.

Всадники Апокалипсиса

Сам факт подписания соглашения между ЕС и Турцией был назван Жан-Клодом Юнкером «подвигом Геракла», хотя настоящим подвигом является координация и логистика исполнения этого соглашения, которая тяжким бременем ляжет на Европейскую комиссию и государства – члены ЕС.

Сегодня принято много говорить о том, насколько большую работу проводит Турция по приему, расселению и координации гуманитарных мигрантов внутри страны. Это вызывает уважение и признательность, которые, однако, не перекрывают сомнений и опасений по продвигаемым в то же самое время законодательным инициативам меджлиса страны.

Совершенно тихо, без большой огласки в западных СМИ прошло обсуждение пакета законопроектов, предусматривающего ускоренный и упрощенный порядок получения турецкого гражданства лицами, прибывшими на территорию Турции в качестве гуманитарных мигрантов. Законопроект не одобрили.

Но представьте себе, если бы данный законопроект был утвержден национальным парламентом, то либерализация визового режима ЕС – Турция де-юре открыла бы двери в Европу тем самым гуманитарным мигрантам, за сдерживание которых Европейский союз готов идти на серьезные уступки Турции.

Стэнфордский историк Йен Моррис в своей книге «Почему Запад главенствует сегодня», перефразировав главу Откровений Иоанна Богослова, называл миграцию, голод, климатические изменения и крушение государств — всадниками Апокалипсиса, которые будут определять судьбу современного человечества в ближайшей перспективе.

Понимание этого есть у отдельных европейских политиков, недаром министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер заявил: «...или это миграционный кризис, который мы разрешим, или это глобальные изменения, остановить которые нам не под силу из-за недостатка их понимания».

Сегодня очевидно, что облик будущей Европы родится в том числе и в преодолении миграционного кризиса и «станет суммой тех решений, которые будут приняты для разрешения этого миграционного кризиса». Именно поэтому не стоит надеяться на либерализацию визового режима ЕС – Турция и стоит подождать новой общеевропейской концепции преодоления миграционного кризиса, которая, скорее всего, будет представлена осенью – зимой этого года.

Автор — директор Института миграционной политики

Новости и материалы
Петербурженка посадила годовалую дочь на горячую плиту, девочка попала в больницу
Правительство РФ приступит к подготовке празднования 80-й годовщины Победы в ВОВ
Лидеру «Динамо» посоветовали уезжать в Европу
Дженнифер Лопес с цветами и Беном Аффлеком вышла на публику после слухов о разводе
Asus случайно представила свой первый ноутбук с процессором Qualcomm
В Петербурге мигрант затащил в кусты студентку из Китая и надругался
Активы Deutsche Bank арестовали по иску «Русхимальянса»
Гвардии младший сержант сорвал наступление ВСУ на значимом тактическом рубеже
Стали известны сроки начала выпуска летающих автомобилей Aeroht
Счета лидера Little Big заблокировали из-за долга перед ФНС
Мужчина с пистолетом ворвался в московский банк и попытался его ограбить
Экономист объяснила рост индекса Мосбиржи до двухлетнего максимума
В Минобрнауки рассказали, как будет проходить прием в вузы в 2024 году
Число пострадавших в результате ракетного обстрела Скадовска выросло до 11
В Херсонской области отменили авиационную опасность
FAW начал выпуск автомобиля размером с «Оку»
Вес Усика был определен неправильно перед боем с Фьюри
Три человека ранены в Херсонской области в результате обстрела ВСУ
Все новости