Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Оставьте нас в покое

Дмитрий Петров вспоминает советских хиппи и реакцию общества на тех, кто не похож на других

За неделю до 1 июня начиналось «винтилово». У задержанных хиппи интересовались, где запланирован сейшн, сколько будет участников и какова программа. Когда первый день лета объявили Днем защиты детей, сделавшие это делегаты конгресса Демократической федерации женщин в Париже и ведать не ведали, сколь причудливо будет его отмечать часть жителей СССР, выбравших философию «детей-цветов». Впрочем, многие и в нашей стране никогда об этом не знали.

Вдруг они отрастили волосы до плеч. Обрели отрешенность во взорах. Пришли не как положено — в форме, а в джинсах и с патлами, стянутыми цветными лентами. Их было человек шесть — этих странных старшеклассников. Они вывесили на третьем этаже стенд «Зеркало» — с машинописными стихами. Прочли их немногие — стихи быстро сняли. А стенд еще провисел. Как знак тщетности попыток отразить реальность? Или наоборот?

Мало кто понял, что случилось. Я знал. Читал в «Огоньке» очерки Генриха Боровика о хиппи. Писал он о них ошеломленно. Будто вернувшийся домой странник по иным мирам о тамошних диковинах.

Вот они в знак любви ко всему живому сажают на пустыре деревце. Полиция его выдергивает. А они поднимают на плечи и уносят как покойного. Вот вплетают в волосы цветы и вставляют их в стволы винтовок национальных гвардейцев, именуя себя flower children — дети-цветы. Вот бросают деньги в зале Нью-Йоркской фондовой биржи, а вместе с ними — вызов обществу потребления в самом сердце Уолл-стрит. Правда, хэппенинг с деньгами учинили не хиппи, а люди из другой субкультуры — йиппи — Эйби Хоффман и его ребята. Но удивленный советский журналист мог не заметить разницу…

А вот делятся взглядами: «Человек должен стать самим собой. Для этого ячейка общества, не семья, а коммуна. Детей воспитывать сообща. Ребенок должен воспринимать сложный облик общества… Система жизни — коммуна индивидуальностей.

Каждый живет как хочет. Делает что хочет. Проявляет себя, как ему угодно. Механизация уродует людей. Ближе к природе. Долой войну… Любовь, а не война…

Люби всех и избегай насилия. Нужно строить новое общество уже сегодня…Средства для жизни — от продажи кустарных изделий и произведений искусства… Если общество не желает следовать нашему примеру — тем хуже для общества. Мы просим одного: оставьте нас в покое. Дайте нам быть самими собой. Дайте нам жить вне вашего общества.

Вот такой, по сути анархистский, подход: свобода личности и никакой власти — никому.

Тут, конечно, встревает обыватель-реакционер: «Вы эгоисты. Паразитируете на шее общества, которое отвергаете!» «У вас съехал галстук», – отвечают ему.

Странным манером верноподданный политинформатор донес до СССР «растленное влияние Запада» в виде основ этого движения. Тут и выяснилось, что и мы как все. Их, хотя и с заметным советским акцентом, приняли довольно многие.

В том числе и те старшеклассники. Их — дерзких — вразумили. Джинсы и ленты исчезли. Но волосы остались. И отрасли длиннее. А хиппи — в сандалиях, кедах, босые; в вышитом, часто самодельном прикиде и странных шляпах; с длинным хайром (так называлась знаменитая рок-опера о хиппи — «Hair» — «Волосы»), украшенные фенечками и символом разоружения, что они назвали пацифик, — часто встречались в метро, в центре, в парках. В холода они переодевались то в длинные балахоны и затертые кожанки, то в шинели. Хорошо помню двоих таких — Поручика и Полковника.

Их я встретил в1978-м. Мой приятель Вадик Филяюшкин рассказал: в кафе «Аромат» на Суворовском (Никитском) бульваре бывает много этих невозможных, как казалось, в Союзе людей. Я зашел. И вот они. Тусуются (потом слово «тусовка» вошло в обычный язык), говорят на сленге и, как их заморские братья, желают, чтоб их оставили в покое, дали быть самими собой и жить вне общества, поющего славу КПСС.

В отличие от стиляг, коих яростно клеймили «плевелами», хиппи сатира вниманием не баловала.

Лишь журнал «Крокодил» изредка высмеивал волосатых в драных клешах, подавая их как нелепых модников, а не бунтарей. Но жизнь хиппи простой не была.

Милиция и комсомольский отряд, прозванный «Береза», во главе с тов. Радугиным налетали на места тусовок и винтили — тащили устанавливать личность и писать телеги по месту учебы.

Бывали облавы в Трубе — переходе под Пушкинской площадью и в окрестностях. Бывали и на Квадрате (Маяке) — у статуи Юрия Долгорукого. Шерстили также Большие и Малые Гоголя… Там, где Гоголь стоит на бульваре своего имени, — Гоголя Большие. А где сидит во дворе усадьбы на Никитском бульваре — Малые. Близ того самого «Аромата».

Кроме того имелись: на улице Горького столовая в нижней части кафе «Лира» (ныне «Макдоналдс») и «Этажерка». На Кирова (Мясницкой) — «Русский чай», где общалась часть хипповой Системы, увлеченная социальными темами — читавшая анархистов (книги Кропоткина и других бывали у букинистов) и новых левых (скажем, «Две культуры» Фила Боноски). Популярен был Кинотеатр документального фильма на Арбате. Там за пятак можно было смотреть фильм Ромма «И все-таки я верю», часть коего — про хиппи.

Они встречались в Киеве в кафе на углу Владимирской и Большой Житомирской. Во Львове — в кофейне «Вірменка». В Барнауле — у кинотеатра «Россия» на улице Ленина. В Питере галдели пирожковая «Минутка» и славный «Сайгон», а местом встреч на свежем воздухе была Казань — площадь у собора, пестревшая живописными одеждами.

Они, как и волосы, косы, бусы, были для хиппи знаками свободы. Несхожести со стриженым или завитым населением обыденности. Впрочем,

иные верили: хайр — это антенна, принимающая то ли эманации космических энергий, то ли наставления из Царствия Небесного.

Кто-то (под влиянием психоактивных веществ) наблюдал битву добра и зла за власть над миром. Одна барышня уверяла, что музыка — единственный путь спасения. Она же грозилась надеть сапоги на шпильке, поехать в Питер, прийти к Гребенщикову, позвонить, а как откроет — врезать мыском куда надо.

Как и их американские собратья, советские хиппи жили в бесконечном путешествии автостопом, на электричках или товарных поездах в советскую Европу — в балтийские столицы, Львов или Гродно. А также — в вечной музыкальной ауре. Поклонению музыке и музыкантам — от Джоплин, Дилана, Гилмора, Леннона и многих-многих других до «Високосного лета», «Рубиновой атаки», «Машины времени», «Аквариума» и многих других, — конечно, отведут большие разделы в трудах о хиппи. Это столь емкий момент их культуры, что я коснусь только двух моментов.

Первый — где бы и когда ни встретил я девушку с чудным ником Дюймовочка, мы с ней пели Окуджаву. Кроме Булата Шалвовича она признавала лишь «Битлз». Второй — легальный праздник хиппи впервые прошел в ДК «Динамо» в годовщину смерти Леннона 8 декабря 1988 года и был посвящен его памяти.

Перестройка выдала им своего рода мандат: быть хиппи можно.

Там я познакомился с яркими поэтами этой среды — Папой Лёшей и Умкой. Их паспортные имена вы легко найдете в Сети.

Другим праздником был День защиты детей — 1 июня. За неделю до него начиналось винтилово. У задержанных интересовались, где запланирован сейшн, сколько будет участников и какова программа.

Смешно: жившие в мире штампов стражи порядка видели в Системе систему с планом и мероприятиями по программе. У пленных, бывало, спрашивали: а что, у кого волосы длиннее, тот главный? А когда появились панки: у кого булавок больше, тот вожак? А в ответ: да; а у кого в ушах и в носу — круче всех…

Традиция 1 июня восходит к 1971 году. Тогда весомый в Системе человек Юра Солнце вроде как вывел ее на митинг. Олдовые — матерые хиппи — рассказывали про это очень по-разному. Но сходились в том, что пипл собрался в центре с плакатами «Flower Power!», «Give Peace a Chance!» и «Make Love Not War!». Всех свинтила «Береза», и у многих были неприятности.

Кто-то считал, что власти отреагировали на скопления подозрительной молодежи. Кто-то — что затея была провокацией. Так или иначе, с тех пор хиппи отмечали 1 июня. В разных местах и форматах.

Ходило предание, что как-то в ночь перед праздником окрестности нескольких московских школ кто-то расписал пацифистскими лозунгами и оклеил плакатами. Сказывали, как в Воронеже хиппи дарили прохожим цветы. Бывали хэппенинги и в парке «Царицыно», ездили и за город, и по флэтам — свободным квартирам.

Длится ли традиция этих праздников? Было бы радостно знать, что да. Ведь, возможно, русский пацифизм и русский анархизм, слившись в причудливом феномене здешних хиппи, могут породить одну из нонконформистских сред, способных сопротивляться одолевающим общество ненависти и агрессии. Сред, которых стране так не хватает.

Вчера я видел у метро юношу в хипповых одеждах, круглых стальных очках, с хайром, пацификом и сидорком. Приятная встреча. Кто он — одинокий наследник преданий?

Говорят, и теперь каждый год хиппи — и пионеры, и олдовые — тусуются на знаменитой поляне в Царицыно. А значит, они не ушли из России как сообщество. Как Система. Или это лишь воспоминание, дань прошлому? Не знаю.

Знаю только, что Умка, которую я нежно люблю, еще поет пацифистские песни.

И поет прекрасно.

Новости и материалы
Гарик Burito объяснил, почему Долина попалась на удочку мошенников
Кустурица заявил, что никогда не хотел «Оскар»
На железнодорожных переездах появятся дополнительные камеры
Милонов предложил устроить «Дед Мороз шеринг», чтобы не нарваться на «простого алкаша»
Юрист рассказал, что грозит Инстасамке после пожара в московской квартире
Российский хоккеист может стать одним из самых высокооплачиваемых игроков в НХЛ
Сотрудник пресс-службы главы Находки грубо обозвал школьника из-за вопроса губернатору
«Мой жесткий косяк»: Natan высказался об изменах жене с Лерчек и Бьянкой
Полицейские вернули хозяевам собаку, украденную 8 лет назад
Директор по коммуникациям ЗАЭС рассказала о защите станции
В Госдуме заявили о «скукоживании» института бабушек и дедушек в России
Россиянин попал в реанимацию после ужина с грибами в Петербурге
Житель Тулы забил ногами до смерти другого мужчину
Мужчины украли из «скорой помощи» баночки для анализов и пили из них водку в Петербурге
Бывший муж портит жизнь жительнице Смоленска, угрожая поджечь квартиру и место работы
Момент разрушения фуры в страшной аварии в ЮАР попал на видео
Россия увезет из Ливана около 100 своих граждан
США отправили в Польшу партию танков Abrams новейшей версии
Все новости