Песня Джамалы была очень проникновенной. О реальной боли человека и целого народа, хотя проблема сталинской депортации крымских татар из Крыма в советскую Среднюю Азию в 1944 году под надуманным предлогом пособничества Гитлеру не слишком известна Европе. В тексте песни «1944» нет прямых отсылов к этим трагическими событиям — это можно понять только из названия. Но ее слова ложатся на душу каждому неравнодушному человеку, в том числе членам музыкального жюри стран — участниц «Евровидения», голоса которых в этом году впервые имели самостоятельную ценность при определении победителя.
Хотя, конечно, для тех, кто следит за событиями в мире, эти слова могут звучать и косвенным обвинением в адрес сегодняшней политики России по отношению к Украине в европейском ее понимании:
Когда у порога появляются незнакомцы…
Переступают порог вашего дома,
Они лишают вас всех жизни и говорят:
«Это не наша вина…
Не наша вина»
О чем вы думали?
Все человечество в слезах,
Вы возомнили себя богами,
Но все смертны,
Не поглощайте мою душу,
Наши души.
Российский участник Сергей Лазарев, в отличие от Джамалы, выступил, скорее, как качественный европейский Рики Мартин. Его команда подготовила самый дорогой и качественный номер как презентацию песни — оптимистической и танцевальной. Его песня несла заряд позитивных эмоций с помощью очень запоминающегося визуального ряда. Поэтому и стала победителем зрительского голосования. Более того,
Сергей Лазарев своей песней как раз доказывал, что люди не хотят в своей жизни ориентироваться исключительно на политику.
И простые люди это оценили. Во многих странах был разительный контраст между голосованием жюри и телезрителей. В частности, в Сербии жюри дало Лазареву один балл, а публика — максимальные 12 баллов. На Украине, в Молдавии, Эстонии, Германии — соответственно 0 и 12 баллов. Хотя и здесь не все так однозначно. Итоги зрительского голосования смело можно назвать хит-парадом диаспор. За Лазарева явно голосовали европейцы российского происхождения, то же самое можно сказать и о втором месте в конкурсе зрительских симпатий Джамалы: украинцев в Европе также много. Подчеркивает эту тенденцию третье место поляка Михала Шпака, который в голосовании профессионального жюри был последним.
Да и сводить расхождения в оценках профессионального жюри и публики к чистой политике было бы сильным упрощением. Украина не выиграла ни у профессионального жюри (там безоговорочно первой с большим отрывом оказалась австралийка Дэми Им), ни у телезрителей, где победил Лазарев. К тому же достаточно просто посмотреть на список стран — победительниц «Евровидения» за всю историю и на лучшие песни, чтобы увидеть: да,
иногда политическим можно назвать голосование одних стран за другие, но песни с политической подоплекой до сих пор не побеждали на конкурсе практически никогда.
По иронии судьбы выбранный организаторами формат представления результатов, когда вначале по отдельности были объявлены результаты голосований профессиональных жюри в каждой стране, а затем общим итогом, без разбивки по странам, итоги голосования зрителей, с предельной ясностью обозначил фундаментальную проблему Сергея Лазарева. На одной стороне — «народные симпатии» и выигрыш у зрителей. На другой — откровенная непопулярность страны и ее лидеров, когда голосование профессиональных жюри существенно уменьшило общий результат конкурсанта (хотя и у жюри Лазарев вошел в первую пятерку). Таким образом, элегантно было обозначено отличие отношения к российской песне и к России в ее сегодняшнем обличье.
Складывается впечатление, что конкретные люди вынуждены нести часть ответственности за политику государства. Европа как бы сказала: «Песни и люди у вас, конечно, хорошие, но у страны в целом — серьезные проблемы с репутацией».
Но и определять победителя только зрительским голосованием не очень корректно. Ведь баллы каждой страны имеют равный вес, а голосуют, с одной стороны, Россия, где 145 млн человек, а с другой — Мальта с населением 500 тыс. К тому же в разных странах популярность конкурса очень разная. В частности, она откровенно низка в европейских странах с лучшей поп-музыкой и большим населением — Великобритании, Франции, Италии, Германии. При этом именно результаты зрительского голосования, в отличие от голосования жюри, легко можно подкрутить.
Против чисто политического характера победы Джамалы есть и другие соображения. Почему Украина выиграла именно сейчас, а не в 2014-м, когда потеряла Крым? Тогда она даже не была в числе призеров. А Россия в 2015-м — была, Полина Гагарина выступила даже лучше Сергея Лазарева, финишировав второй. Да и сейчас Россия стала третьей, она второй год подряд в призовой тройке, хотя наши отношения с Европой за это время точно лучше не стали.
Не стоит вкладывать слишком глубокий политический смысл и в то, что Украина в зрительском голосовании дала России максимальные 12 баллов, а Россия Украине — почти максимальные 10 баллов.
Значит ли это, что «простой народ» двух стран, в отличие от политиков, на самом деле хорошо относится друг к другу? Наверняка отчасти и это тоже. Но скорее, просто существует давнее взаимное проникновение поп-музыки двух стран.
Разумеется, если на уровне политической пропаганды противостояние кончится, если Россия поспособствует окончанию войны в Донбассе и сохранению территориальной целостности Украины, градус взаимной ненависти может упасть. Но пока речь идет именно о реакции людей на конкретные песни конкретных исполнителей.
Сергей Лазарев очень популярен на Украине и даже участвовал там в телевизионных проектах уже после присоединения Крыма. Джамала пела в России. Кстати, она замечательно исполнила в свое время песню знаменитого советского и российского барда Александр Городницкого «Моряк, покрепче свяжи узлы».
Украинскую поп-музыку в России знают и любят, несмотря на войну.
Да и почему мы вообще считаем победу или поражение в конкурсе песни исключительно политикой? Зачем упорно хотим понравиться Европе, если так ее ненавидим? Почему тогда не бойкотируем «Евровидение» в ответ на санкции (на самом деле правильно делаем, что не бойкотируем: не хватало нам еще войны песенных санкций). Почему поем на «вражеском» английском? Почему заказываем песни не первый раз шведским композиторам? Эти вопросы — диагноз глубокой невротизации нашей страны. И слава богу, что хоть на уровне творческих обменов не обрываем отношения и не провозглашаем в духе северных корейцев опору лишь на собственные силы.
В песенной части на «Евровидении» Россия ведет себя как раз как нормальная европейская страна, поручая работу профессионалам, не глядя на их гражданство.
На сей раз подготовкой номера Сергея Лазарева занимались греческие продюсер и композитор Димитрис Контопулос, а также режиссер-постановщик и хореограф Фокас Евангелинос (в том числе поэтому 12 баллов Россия получила от греческого музыкального жюри, не стоит все сводить к желанию Греции заменить русским туристам Турцию, греки голосовали и за своих).
Лазарев не лидировал у букмекеров с таким преимуществом, что его победа была предопределена. Нет никаких доказательств, что «России специально не дали первое место из-за Путина». Хотя, конечно, победа России в конкурсе в нынешней ситуации стала бы определенным политическим скандалом — та же Украина наверняка бойкотировала бы конкурс в 2017 году.
Наверняка и в нашей стране будут раздаваться такие же призывы. Тем более что украинские политики недалеко ушли от российских, уже сейчас некоторые из них предлагают не пускать на «Евровидение» в следующем году тех российских музыкантов, которые не признают «присоединение Крыма преступлением».
Устраивать по общенациональным телеканалам после голосования на «Евровидении» традиционные политические шоу с криками о гнилой европейской демократии унизительно для нас самих и нашей страны.
Призывать к санкциям против российских исполнителей — унизительно для украинцев и Украины.
У того же Сергея Лазарева достало ума и такта в своем видеообращении к поклонникам поздравить Джамалу с победой. Хочется верить, и у политиков России и Украины хватит ума и такта не использовать песенные конкурсы для новых идеологических сражений.