У визита Керри в Москву, в отличие от встречи главы американской дипломатии с Путиным год назад в Сочи, появились «смягчающие обстоятельства». Контекст, дающий шанс если не на глобальное потепление, то хотя бы на начало пути к тому, что дипломаты двух стран называют «ограниченным партнерством».
Это, конечно, не романтическая perezagruzka первого срока Обамы. Но наличие доброй воли обеих держав позволяет сколь угодно расширять границы ограниченного партнерства.
Пока главное начать: хотя бы как в Сирии.
Бараку Обаме, лауреату Нобелевской премии мира, полученной в качестве аванса со шлейфом скандальных и язвительных комментариев, желательно уйти с поста на высокой внешнеполитической ноте. Такой нотой уже стал визит на Кубу и даже в Аргентину, где американские президенты в этом веке еще не были. Но замирение Сирии и хотя бы промежуточная победа над ИГ (запрещено в России), конечно, неизмеримо «круче».
Хотя Путин, в отличие от Обамы, пока никуда не уходит, он тоже явно не против доказать на деле, а не только с помощью телекартинки, что Россия вернулась в узкий круг избранных мировых держав, решающих глобальные проблемы. За Украину Обама в свое время удостоил Россию малоприятного звания «региональной державы», на которое в Москве очень обиделись. Успех в Сирии, если он случится, уже будет веским основанием для России говорить о себе как о мировой державе.
Публично названные Керри после переговоров в Москве условия снятия с России санкций тоже заслуживают внимания. Глава Госдепа заявил о готовности администрации США снять с России все санкции в случае безоговорочной реализации минских соглашений по Украине. Что побудило многих экспертов сообщить, что Крым России готовы «простить».
Это вряд ли. В администрации США, равно как и в Европе, скорее ощущается четкая тенденция разделить Крым и минские соглашения по Донбассу.
О Крыме, конечно, никто не забудет — это проблема на годы, если не десятилетия.
Американские источники напоминали, что присоединение Советским Союзом стран Балтии после Второй мировой США так и не признали, собственно, до момента их отделения и обратного обретения суверенитета в 1990-е. Поэтому Крым долго не простят. А вот по минским соглашениям Запад готов быть более гибким.
Кроме того, есть важное заявление по Сирии — о поддержке всеми сторонами единства страны. Если верить этому заявлению (оговорка «если верить», увы, неизменный атрибут трактовки любых заявлений дипломатов), оно почти наверняка означает, что Россия и США готовы стать организаторами транзита власти в Сирии. Раздел страны стратегически не выгоден ни России, ни США, потому что это создало бы новые долговременные очаги напряженности на и без того неспокойном Ближнем Востоке.
России по здравому размышлению вполне выгодно разменять Донбасс на Крым и не пытаться долго держать Асада у власти на своих штыках и самолетах.
Логичнее добиваться на переговорах гарантий соблюдения наших военно-политических интересов следующей сирийской властью. Хотя бы потому, что именно начало переговоров, а не сохранение Асада, стало критерием успеха сирийской операции России и нашего относительного сближения там с Америкой.
Неслучайно Путин впервые за долгое время без тени иронии похвалил своего американского коллегу, заявив в открытой части встречи с Керри, что без позиции администрации Обамы и лично президента США не было бы сирийского перемирия. А Керри не раз публично отмечал вклад России в начало переговорного процесса по Сирии.
В России, кажется, тоже хотели бы «хеппи-энда». Может, это показывают не столь явно, но то, что удручающее противостояние, помноженное на экономические проблемы внутри страны, изнурило и власть, и общество, — очевидно.
Запрос на позитив есть, видимо, уже не только в обществе, но и в Кремле.
Там тоже люди, они тоже хотят иногда гордиться и радоваться, а не только все время с кем-то воевать в прямом или переносном смысле.
В пользу возможности некоторого потепления отношений России и США говорит и чисто человеческая симпатия между Керри и Лавровым, что в переговорах такого ранга немаловажно (что, правда, омрачается отсутствием такой симпатии между Путиным и Обамой). Человеческие контакты иногда способны смягчать острые политические разногласия.
Впрочем, сильно обольщаться насчет «потепления» пока не стоит. Запрос на хеппи-энд может в силу разных причин исчезнуть, а доверия между странами как не было, так и нет. «Минск-2» в нынешнем виде невыполним без уступок Украины. А там политический кризис, который рискует закончиться досрочными выборами и в любом случае парализует исполнение минских соглашений.
С другой стороны, России придется в рамках «Минска-2» отдавать границу под контроль Украины и почти наверняка демонтировать ЛНР и ДНР.
Так что пока можно утверждать лишь одно: если в ближайшие месяцы, пока администрация Обамы правит США, не случится серьезных подвижек в украинском кризисе, не будет выдана Украине Надежда Савченко или зайдут в тупик межсирийские переговоры, визит Керри так и запомнится в истории только таинственным красным чемоданчиком. Ярким, но бесполезным для судеб мира и России аксессуаром.
Или, может, в нем все-таки содержалось чудо-средство, способное растопить лед в отношениях двух держав?