В шутке «нефть не падает — нефть мстит» немалая доля правды. И мстит она в первую очередь тем странам, которые качали нефть, не задумываясь о том, что этот ресурс конечен. Причем не только в физическом (истощение разведанных месторождений), но и в метафизическом смысле. Как в свое время на смену углю, который создал английскую промышленность и современное индустриальное общество, пришла нефть, так сегодня на смену нефти приходят новые источники и ресурсов, и экономического роста.
Нефть, конечно, будут потреблять еще долго, многие страны будут на ней жить.
Но она на глазах перестает быть значимым геополитическим активом, как в разные эпохи случалось с лесом, солью, серебром, углем.
Что придет на смену углеводородам? Научных публикаций на эту тему много: кто-то делает ставку на взрывное развитие альтернативной энергетики, кто-то — на термоядерные реакторы, но в любом случае ведущие страны ориентируются сегодня на новые технологии. А это, прежде всего, мозги и таланты людей. В первую очередь ученых, инженеров, конструкторов, айтишников. Как Uber во всем мире вытесняет таксистов (просто с помощью хорошо работающего мобильного приложения), так будут развиваться — уже развиваются — и все остальные отрасли.
Барак Обама в своей прощальной на посту президента США речи поставил перед нацией цель в ближайшие годы разработать лекарство против рака. Это при том, что США и так в мировых лидерах по борьбе с раком. Понятно, что это задача для ученых на стыке очень многих наук. Это та самая амбициозная, понятная большинству и важная для всего человечества цель, которой, к сожалению, так не хватает современной России.
Сегодня в нашей стране не просто кризис экономики, а кризис понимания того, как стремительно развивается мир и как страшно (хорошо бы, не навсегда) мы от него отстаем.
Мы не просто не задумываемся, по каким направлениям можем догнать и перегнать мир, пионером каких технологий стать, но даже не ставим перед собой таких задач. Особенно в последние годы, когда вся стратегия развития страны основана лишь на гадании на нефти: отскочит — не отскочит?
Экономисты прогнозируют, что, если цена на нефть сохранится вокруг $35 за баррель, Россия будет медленно, но неуклонно деградировать, превращаясь в страну третьего мира. Она станет попросту неинтересна инвесторам, которые все более ориентируются на высокотехнологичную продукцию, от нее отвернутся даже соседи по СНГ. Этакий самый печальный сценарий — медленное сползание в необратимое третьеразрядное пространство жизни. А мы, населяющие это пространство, окажемся в роли современных дикарей: с айпадами (произведенными другими) в руках и обидой (родной, не врагами и завистниками произведенной) на весь мир, от которого последние годы стремительно закрываемся, таким образом еще больше обрекая себя на отставание.
Любое развитие, выводящее страну из сырьевой зависимости, — это развитие догоняющее. Модернизации стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки — это модернизация на основе открытости, допуска конкурентов, поощрения иностранных инвестиций. И в конечном счете любая модернизация — это принятие более передовых технологий, то есть признание того, что модернизирующаяся страна не является лидером.
Но идеология современной России основана на том, что страна «встала с колен» и уже просто поэтому является мировым лидером, какая тут догоняющая модернизация?
Нельзя сказать, что во власти совсем не понимают важности прогресса. Выступая в конце минувшего года на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Владимир Путин рассказал о шансах России «стать одним из мировых лидеров в мире будущего, имея в виду высокий уровень образования населения и высокий уровень развития фундаментальной науки». По его словам, на ближайшую и более отдаленную перспективу «роль и значение любого государства в мире будут зависеть от уровня развития экономики страны, от ее устремленности в будущее, от ее опоры на новейшие технологии».
Но в реальности сегодня по уровню расходов на НИОКР (и те в первую очередь связаны с ВПК) мы находимся рядом с Тунисом и Южной Африкой. На первом месте в этом рейтинге такие страны, как Израиль, Финляндия, Южная Корея, Швеция, Япония, США...
Мир выходит на новый технологический виток, когда даже Китай, производящий высокотехнологичную продукцию, еще интересен, но уже не настолько, как точки, где эти технологии рождаются. Поэтому динамика ощущается в Европе, США, Израиле — в общем, там, где есть мозги, порождающие то новое, что потом воплощается корпорациями и расходится по всему миру.
И в этом смысле Россия, еще что-то производящая, но точно ничего не создающая, кроме угроз и искаженных смыслов, очень скоро может вовсе перестать интересовать мир.
Оставшись просто большой неустроенной территорией, но уж точно не одним из мировых центров.
Сидеть и ждать подорожания нефти не получится — это наконец признали, судя по дискуссии на проходящем в эти дни Гайдаровском форуме, и в российском правительстве. Уже хорошо, что это осознание постепенно приходит (хотя многие убеждены, что настоящее осознание придет лишь через год, когда деньги совсем кончатся). В качестве следующего шага стране срочно нужно искать, выявлять, возвращать, удерживать умных и талантливых людей, чьи мозги помогут вытянуть Россию из того неприятного места, в котором мы сегодня находимся, к тому же еще и продолжаем закапываться.
Но вместо этого российские чиновники отдают приказы уничтожать учебники, изданные на средства «вражеского» Фонда Сороса (в том числе учебники российских же ученых по философии, логике и экономике, то есть всему тому, чего так явно не хватает сегодня в стране), давить тракторами мандарины. А некоторые даже призывают судить людей, которые пытаются предупредить о пагубности такой политики для своей Родины.
Весь опыт развития человечества показывает, что создать что-то прорывное и масштабное можно лишь при свободе мысли и искренней, а не просто пропагандируемой вере в завтра. Если этого нет, можно скопировать, поставить на поток, улучшить, развить. Но не создать в современном мире ничего уникального там, где насаждаются серость, единомыслие и бездумное подчинение.