Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дворцовые тайны

Зачем беспокоить людей лишними знаниями

Если идея Минюста будет реализована, то «закон коррупционеров», засекречивающий данные о владельцах дворцов, судов и самолетов, превратится в механизм, выявляющий коррупцию лучше любого детектора лжи. Скрыл свои данные в добровольном порядке – значит, есть что скрывать.

Министерство юстиции неожиданно решило поправить скандальный законопроект ФСБ, предусматривающий засекречивание данных о владельцах недвижимости, самолетов и судов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Минюст предлагает закрыть данные не всех граждан, а делать это исключительно по их личным заявлениям.

Сейчас информация о хозяевах домов и квартир находится в открытом доступе. Если закон примут в его текущем виде, ЕГРП будет предоставлять эти данные только компетентным органам, понятно, каким прежде всего. То есть у государства доступ останется, а вот у борцов с коррупцией с этим возникнут большие проблемы. Правда, останется возможность изучать иностранные реестры, где у российских чиновников, губернаторов и депутатов, как это показала практика, тоже могут числиться виллы и яхты. Но там их можно попытаться спрятать за номинальных владельцев или никому ничего не говорящие названия управляющих фондов.

Сам закон изначально был воспринят обществом и даже частью депутатов Госдумы (КПРФ сразу заявила, что будет блокировать документ, называя его «плевком в лицо народу») как сознательная попытка оградить высокопоставленных чиновников от общественного контроля за их собственностью, не очень соответствующей их заявляемым доходам.

Петиция за отмену этого законопроекта набрала за неделю более 100 тысяч подписей. Но дело даже не в этих подписях — в конце концов,

более 500 тысяч россиян подписали петицию против сжигания санкционной еды, но никакой реакции властей это не вызвало,

просто перестали показывать страшные кадры по телевизору, чтобы не травмировать население.

В случае с законопроектом ФСБ подписи под петицией за его отмену – показатель того, что закон реально осложнит работу сотен тысяч людей — кадастровых инженеров, риелторов, юристов. И прямо будет способствовать росту мошеннических сделок с недвижимостью, поскольку потенциальный покупатель жилья не сможет проверить в реестре юридическую чистоту квартиры, которая ему приглянулась. То есть сделки купли-продажи квартир станут куда менее безопасными.

По сути, закон, подающийся под соусом защиты от мошенников, именно им и играет на руку.

И можно предположить, что самый высокий риск пострадать – опять у самых незащищенных категорий граждан вроде одиноких пенсионеров или у тех, кто не имеет неформальных каналов проверки чистоты сделки. В общем, может получиться «как всегда»: боремся, дескать, с одним, но страдают при этом совсем другие. Распространенная, увы, практика.

А шансов, что поправки Минюста пройдут, немного. Хотя это тот редкий случай, когда они действительно учитывают интересы всех граждан. И тех, для кого свободный доступ в реестр недвижимости просто необходим для работы и стандартных сделок купли-продажи. И тех, кто хочет скрыть данные о своем имуществе.

Министерство юстиции, усмотревшее в законе «коррупционные риски», предлагает создать механизм, который будет выявляться коррупционеров лучше любой лакмусовой бумажки или детектора лжи.

Захотел человек засекретить данные о своей недвижимости или яхте — сразу попадает под подозрение. Значит, есть ему что скрывать от трудового народа!

Ведь, по сути, этот закон, аналог которому сложно подыскать (в большинстве цивилизованных государств в открытом доступе, наоборот, находится гораздо больше информации об имуществе граждан, вплоть до сканов документов с подписями), нужен максимум нескольким тысячам российских чиновников, силовиков и депутатов, которые стремятся избежать «засветки». Ну, может, еще звездам шоу-бизнеса и бизнесменам, которые хотят оградить свою личную жизнь от назойливого внимания папарацци.

Возможно, им воспользуются и некоторые не очень богатые россияне, чтобы скрыть какое-нибудь имущество от своих родственников, с которыми они не ладят или которых хотят обмануть. Но в целом ни сам законопроект, ни момент его появления (после серии скандалов с яхтами и домами высокопоставленных чиновников), ни его авторы (ФСБ) — не оставляют сомнений в том, что прежде всего именно «элита» хочет не допустить утечек о своем богатстве. Неудивительно, что в ответе на опрос «Газеты. Ru» «Кому выгодно закрыть данные о своем имуществе?» 89% указали: «Тем, кто боится обвинений в коррупции».

На фоне кризиса и уже официально признаваемого в России обеднения населения кичиться богатством не комильфо. К тому же, памятуя о громких делах тех же губернаторов Хорошавина и Гайзера, чиновники хотят по максимуму обезопасить себя.

Начатый два-три года назад процесс «национализации элит», кажется, потихоньку сворачивается. Санкции, конечно, сделали свое дело — части российских олигархов и госбизнесменов закрыт доступ на западные рынки и к западным активам. Но исход дела Минобороны «имени Евгении Васильевой» и недавнее замечание премьера Дмитрия Медведева, что деофшоризация и возвращение российского капитала в РФ идут гораздо медленнее, чем ожидалось, показывают: несмотря на отдельные громкие коррупционные дела, радикально ни кризис, ни санкции, ни испорченные отношения с Западом положения дел не изменили.

К слову, по всем последним опросам, этот вид «ренты» не вызывает особого негатива населения — народ к ней привык, а на низовом уровне в незаконном обогащении участвует сам, платя врачам-учителям-мелким чиновникам и совершенно не считая это коррупцией. Это вообще целая экономика, в которую втянуты миллионы, которая есть компенсация за неэффективность и непрозрачность институтов и органов власти. То есть, в сущности, недостаток работы тех людей, которые и хотят скрыть свои альтернативные доходы.

Как в советское время были пайки и магазины для номенклатуры, спрятанные в спецотделах и тихих переулках, так сейчас в охране от ненужных глаз и ушей нуждаются дома, лодки, дачи.

Должны же быть у страны вечные ценности. Желательно материальные. Желательно в частных руках. И чтобы никто из посторонних о них не знал.

Новости и материалы
Путин сообщил об ударе по Украине баллистической ракетой
В Британии назвали трагедией удары Storm Shadow вглубь РФ
Экс-продюсер «Ласкового мая» проиграл суд за правах на песни Шатунова
Путин заявил, что конфликт на Украине приобрел глобальный характер
Путин обратится к россиянам в ближайшее время
В США в результате ДТП на дороге оказались тысячи банок с алкогольным напитком
В России изменится порядок регистрации ТС
В Тюмени мужчина обвинил ребенка-мигранта в избиении сына в лицее
Постпредство России обвинило ЮНЕСКО в слепоте и глухоте при нарушении прав журналистов
В МИД РФ сочли отвратительными слова главы МИД Франции о ходе украинского конфликта
В Венгрии назвали позорным ордер на арест Нетаньяху
Израиль отреагировал на решение МУС арестовать Нетаньяху
Военный эксперт назвал предполагаемые цели удара ВСУ по Севастополю
Работники коньячного дома Hennessy начали беспрецедентную забастовку
В российском посольстве раскрыли, что может помешать налаживанию отношений США и РФ
Банан, приклеенный к стене, продан на аукционе за $6 млн
Уехавший из РФ экс-худрук Большого театра стал артистом Национального балета Нидерландов
Стал известен ущерб по поставкам «Калашникову» бракованных деталей
Все новости