Несмотря на крайний скепсис всех сторон по поводу минского процесса, объективно ситуация на Украине сейчас наиболее близка к миру за все полтора года с момента начала боевых действий на юго-востоке Украины.
Давно уже не было такого согласия сторон в публичных оценках происходящего. Точнее, с момента начала войны такого согласия не было еще никогда.
Перенос выборов равно приветствовали Киев и Москва, хотя и по разным причинам. Украина уже трактует это как свою внешнеполитическую победу. Как написал президент Петр Порошенко в своем фейсбуке, «незаконные выборы, которые угрожали восстановлением боевых действий и ликвидацией минских договоренностей, отменены. Это открывает путь к возвращению Украины в Донбасс с помощью выборов по украинскому законодательству, на основе стандартов ОБСЕ».
Кремль, который, судя по всему, и посоветовал сделать это ополченцам (выборы в ДНР и ЛНР в обход украинских законов стали бы прямым нарушением минских договоренностей), полагает, что Украина выполнит свою часть минских соглашений. Амнистирует участников войны в Донбассе и закрепит непосредственно в конституции постоянный особый статус этих территорий. К тому же таким образом откладывается возвращение контроля Украине над ее участком границы с Россией — один из самых неприятных для Москвы и «ополченцев» пунктов минского соглашения.
Тем не менее говорить, что война окончена, а главное, что будущее Донбасса сколько-нибудь прояснилось, пока было бы сильным преувеличением.
Власти ДНР и ЛНР объявили о переносе местных выборов на 2016 год, считая это крайней уступкой со своей стороны: они ожидают до выборов предоставления Донбассу особого статуса со стороны властей Украины и внесения согласованных с ними изменений в конституцию. Украинские власти говорят, что никакого «особого статуса» не будет, как не будет ни всеобщей, ни «списочной» (для отдельных товарищей) амнистии. То есть, если проводить выборы в народных республиках по украинским законам, в них не смогут участвовать все ключевые лидеры ДНР-ЛНР.
Сейчас сложилась ситуация, при которой большая война одинаково невыгодна и Москве, и Киеву. Киев не может победить Донбасс прямой военной операцией. А у Москвы теперь есть другая головная боль — Сирия. Но фокус в том, что сторонам одинаково невыгодно и полное исполнение минских договоренностей. Зато выгодно свалить вину за их возможный срыв друг на друга.
Для Киева победой в войне стала бы полная ликвидация ДНР и ЛНР и полный контроль над границей. Россия теоретически может, даже не объявляя об этом, «отдать» границу, но даже на фоне глубокого увязания в Сирии (при том, что Кремль вряд ли хочет длить сирийскую операцию годами) не согласится на реальную ликвидацию ДНР и ЛНР.
Но главная проблема даже не в статусе Донбасса. В этом вопросе как раз даже есть формальное согласие. Украина официально считает его своим, просто не считает существующими ДНР и ЛНР, мечтая при первой же возможности сделать их обычными территориями Донецкой и Луганской областей. Россия тоже считает Донбасс украинским. Беда в другом:
никто не отвечает и даже не ищет ответа на вопрос, кто будет восстанавливать разрушенный Донбасс и на каких условиях.
Киев вряд ли захочет это делать до восстановления там своих органов власти. Причем, скорее всего, в таком случае править там будут те же олигархи, которые контролировали Донецкую и Луганскую области при Януковиче. Прежде всего, люди Рината Ахметова в Донецке и Александра Ефремова в Луганске. Да и денег на Донбасс у Украины нет и не предвидится. Придется просить внешней помощи. И вряд ли у России, которая и так при желании легко может загнать Киев в дефолт.
Сама Россия, возможно, помогала бы Донбассу на долгосрочной основе, но только если сохранит там в каком-то виде анклавы, которыми будут управлять «пророссийские» силы. В противном случае на время заморозки конфликта дело так и ограничится гуманитарными конвоями и поставками некоторого количества рублевой наличности. К тому же серьезнейшим ограничителем такой помощи являются проблемы в самой российской экономике.
Кормить Донбасс на постоянной основе гораздо дороже, чем Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье, вместе взятые.
Конечно, достаточно держать его на полуголодном пайке. Бунтов там не будет — все пассионарное население полегло или давно сбежало. Но вряд ли именно таким представляли себе «русский мир» жители спорных территорий.
При этом выборы 21 февраля 2016 года в ДНР и ЛНР не по украинским законам ничем не будут отличаться от тех, что перенесли. Так что пока мы имеем лишь отложенную войну, шаткое перемирие. Минские соглашения должны быть выполнены до конца этого года, а теперь просто «как бы», без специального дополнительного документа, продлеваются еще на два месяца.
Пока стороны откровенно тянут время. Украина надеется, что в придачу к экономическим трудностям из-за санкций Россия серьезно увязнет в Сирии, из-за чего постепенно «забудет» о Донбассе окончательно. Россия уповает на то, что Западу станет не до Украины и Донбасс надолго останется нищим, разрушенным, кровоточащим, но не сдавшимся осколком «русского мира» в теле Украины.
В любом случае судьба Донбасса теперь во многом будет зависеть от развития событий в Сирии, от готовности России и Запада идти навстречу друг другу в борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в России). От того, будет ли Россия, пусть негласно, разменивать санкции на отказ от ДНР и ЛНР и признание Крыма. Почва для политического торга остается.
Что, однако, уже никогда не может восполнить погибших (около 10 тысяч только по данным ОБСЕ) и залечить раны их близких, которых вряд ли успокоят соображения стратегов с российской стороны: что вопрос Крыма вообще выпал из темы минских переговоров, что Украина обескровлена, а у Порошенко большие проблемы с оппозицией и т.д. Тем более что с 1 января 2016 года вступает в силу экономическая часть соглашения Украины об ассоциации с ЕС, из-за которой, собственно, и случилась война.
Буквально на днях глава российского Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что шансы договориться с Украиной по этому вопросу мизерны.
Так битва за мифическую «Новороссию» обернулась катастрофой для реального Донбасса. И вместо индустриального центра крупной страны он может надолго превратиться в полукриминальную экономическую дыру, через которую можно провозить любую товарную контрабанду и где люди зарабатывают и выживают как могут, по своим понятиям.