Не то чтобы комментаторы записывали в достижения России появление тех трудностей, которые всей стране сейчас приходится преодолевать. Это было бы уж полной фантасмагорией. Но в интонации некоторых была заметна своего рода обида. Дескать, это что же такое — Обама и компания уже и в сфере нашего кризиса приписывают все заслуги себе.
Депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Журавлев предположил в своем фейсбуке, что «клочья гнева» в речи президента — ни много ни мало «признак политической агонии» американского президента.
Дмитрий Рогозин назвал американского лидера «мечтателем». «Обама заявил, что российская экономика «разорвана в клочья» благодаря США. Типа «порвал, как Тузик тряпку», — снисходительно отметил вице-премьер в своем твиттере.
Глава МИДа Сергей Лавров в ходе своей двухчасовой конференции возвращался к выступлению Обамы неоднократно: «В центре американской философии стоит только одно: мы — номер один, и все остальные должны это признать… Изменить эту философию будет непросто, но это пройдет». Тут можно добавить, что вряд ли пройдет, поскольку с ощущением лидерства американская нация была создана. И вряд ли российскому МИДу под силу искоренить то, что в каждом американце сидит уже больше 200 лет.
Ну а в нас сидит другое: даже кризис, наш, суверенный, никому не отдадим. Американцам уж точно. Никакое зарубежье не способно подорвать нас так, как мы сами это можем!
Новая волна обиды на Обаму, впрочем, может состоять из двух аспектов. Первый – уязвленная российская гордость, традиционно гневно отвергающая любые притязания Америки. Понятно, когда отечественные политики остро реагируют на президента США, который, похоже, и сам намеренно выбирает наиболее провокационные определения.
Аспект второй – мы наконец сделали первый шаг к осознанию реального состояния дел в России. Потому что если не США нам так сильно осложнили жизнь, тогда кто? Получается, мы сами. Такое логическое заключение, конечно, лучше и полезнее для нас, однако есть сомнения, что мы уже так далеко продвинулись в национальном осознании природы кризиса.
Потому что даже гораздо более миролюбивые шаги со стороны Евросоюза мы отвергаем. Что уж точно неправильно, поскольку они к нам обращаются не с риторикой, а с практическими предложениями.
В начале недели Еврокомиссия сама (очевидно, приняв в расчет своеобразную русскую гордость) предложила Москве смягчить продовольственное эмбарго, рассчитывая на то, что Россия вернется к закупкам из Европы хотя бы семенного картофеля, запрещенного к ввозу под предлогом низкого качества.
В кулуарах Давосского форума Алексей Кудрин заявил, что в нынешних условиях российские контрсанкции непродуктивны. Из-за курса рубля импорт и так подорожал, потому все другие барьеры нужно убирать.
Но, как выяснилось, антикризисный план правительства, который представили президенту, предложений о смягчении продовольственного эмбарго не содержит.
Зато вместо идей об отмене явно невыгодных России санкций Владимиру Путину был предъявлен боевой человекообразный робот-аватар, который с помощью руки-манипулятора пятью выстрелами из пистолета может поражать мишень и делать круг на квадроцикле по автодрому. Как сообщалось, передвижениями робота управлял оператор с помощью закрепленных на конечностях датчиков. То есть, по сути, это устройство, напоминающее детскую машинку на радиоуправлении. Обманываться на счет того, что подобная технология поможет побеждать в войнах будущего — себе дороже.
Себе дороже и неуместное шапкозакидательство – дескать, мы весь импорт сами заместим. Вместо того чтобы остро реагировать на язвительные ремарки зарубежных лидеров, которые зачастую оказываются способом отвлечь внимание от тех или иных провалов в собственной внутренней политике, лучше бы не пренебрегать шагами навстречу, которые делает Евросоюз. Ведь по сути он наступает на собственную гордость и идет наперекор Америке, и кажется, уже не ставит Москве условий вроде возвращения Крыма Украине в обозримом будущем.
А убеждать себя в том, что введенные США и Евросоюзом санкции могут быть предметом национальной гордости – значит сознательно обрекать себя на второстепенность в глобальном мире.
Дискриминационные меры Запада по-настоящему «кусаются», что в серьезных обсуждениях уже неоднократно признавал и сам Путин, и Медведев, и многие другие.
И те представители власти, которые советуют смириться и даже гордиться санкциями, скорее работают против России в долгосрочной перспективе. Не важно, делают они это из популистских соображений или по зову сердца. Лучше пусть сердце позовет их в направлении действительно необходимых шагов по оздоровлению российской экономики. А не в сторону создания еще одного мема: после «крымнаш» теперь еще и «кризиснаш».