Официально объявив о закрытии проекта строительства газопровода «Южный поток», российские власти возложили вину за его срыв на геополитические факторы: Еврокомиссия не давала разрешения на проект по антимонопольным соображениям, а Болгария отказывала в прокладке участка трубы по дну Черного моря.
Впрочем, и затеян проект «Газпромом» был скорее с политическими (для транзита газа в обход Украины), чем с экономическими целями, и оценивался некоторыми экспертами как практически не имеющий больших шансов окупиться. По последним оценкам «Газпрома» (они были озвучены в октябре 2014 года, уже после санкций), затраты составили бы €23,5 млрд. Так что лучше потерять €5 млрд уже вложенных в затею средств, чем в пять раз больше.
Отказ от «Южного потока» совпал по времени с признанием российского правительства о неизбежности рецессии в будущем году.
По словам замглавы Минэкономразвития Алексея Ведева, уже в IV квартале текущего года можно ожидать небольшого снижения ВВП, а по итогам 2015 года МЭР прогнозирует падение ВВП России на 0,8%. Вместо обещанного ранее роста на 1,2%.
Мы имеем дело с поворотной точкой в истории страны. Нефтегазовая экономика больше не способна обеспечить устойчивое процветание российским элитам и более или менее сытной стабильности большинству остальных россиян.
Россия стоит перед тактической необходимостью жить по средствам и правильно сокращать госрасходы.
В стране в последние годы активно занимались бизнес-экспансией на Запад. Проводили грандиозные спортивные соревнования мирового масштаба с гигантскими затратами на строительство и заведомо неокупаемыми объектами. Строили газопроводы, не считаясь с расходами. Теперь возможности продолжать тратить деньги на неэффективные и помпезные инфраструктурные проекты радикально сокращаются.
В этом смысле отказ от «Южного потока» имеет шанс стать историческим прецедентом. Россия больше не может позволить себе играть в экономическую сверхдержаву, не являясь таковой.
На этом фоне показателен и закон о моратории на индексацию зарплат чиновникам до 2016 года, подписанный во вторник президентом. Тогда как еще в июле (уже после присоединения Крыма и санкций) Минфин уверенно планировал потратить 462 млрд руб. на повышение зарплат высших чиновников, обещая «удвоить их среднюю зарплату к 2018 году». При том, что и на тот момент они не бедствовали, получая от 132 тыс. до 715 тыс. руб. ежемесячно, не считая квартальных премий и так называемых натуральных льгот — по медобслуживанию, транспорту, услугам связи и т.д.
Конечно, этот мораторий — экономически обоснованная мера. Ведь есть серьезные опасения, что завтра придется сокращать доходы бюджетников (главной опоры власти), а также самих бюджетников, как это уже происходит с врачами и учителями в той же Москве.
В любом случае государство, которое второй год подряд замораживает пенсионные накопления граждан и одновременно увеличивает зарплаты чиновникам в разгар кризиса, выглядело бы слишком «антинародным».
Тем более что уже упомянутый обновленный прогноз Минэкономразвития на 2015 год подразумевает падение не только ВВП, но и доходов населения. МЭР ожидает снижения доходов россиян в следующем году на 2,8% против ранее прогнозируемого роста на 0,4%. Реальные зарплаты, по оценкам правительства, снизятся на 3,9%, если не больше. И это не считая издержек в виде роста цен, связанного с курсом рубля и санкциями.
Сегодня можно констатировать окончание золотого века сырьевой российской экономики. Чтобы следующий век российской экономики не оказался каменным, стране предстоит использовать ставший данностью системный кризис как шанс на развитие не только сырьевых отраслей экономики.
Дальнейшие действия власти напрямую будут зависеть от честного анализа причин того, почему нефтегазовая экономика завела Россию в нынешний экономический тупик.
От понимания, что дело здесь не в Крыме: кризис случился бы и без него, а санкции лишь ускорили его наступление. И от осознания, что выводы из ошибок придется делать быстро, причем с опорой на собственные силы.