Еще каких-то три года назад первые лица страны говорили о «российской Силиконовой долине» Сколково, о модернизации, об инвестиционном климате, о превращении страны в международный финансовый центр. Сегодня как элементы модернизации в стране появляются обещания «удивить партнеров» новым наступательным и оборонительным оружием. В остальном создается ощущение, что руководство страны теперь больше озабочено историческими параллелями, нежели реальными политическими и экономическими перспективами.
Президент России на встрече с депутатами и членами правительства в Ялте заявил: «Считаю, что Крым может быть и сегодня уникальным мерилом, может и сегодня сыграть уникальную объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, еще одной линией примирения как красных, так и белых».
Даже еще каких-нибудь полгода назад казалось, что у России есть множество проблем, но вряд ли среди них хоть в каком-то виде присутствовала проблема примирения красных и белых.
Согласно всем опросам на протяжении всей постсоветской истории сторонников монархии и белой идеи в стране было не больше 1%. А «красные», если считать выразителем их взглядов КПРФ, прекрасно заседают в российском парламенте все 23 года, и некоторое время даже были там фактическим большинством.
В России наряду с поэтапной реконструкцией Советского Союза происходит стремительная изоляция от внешнего мира. Мы не формулируем никаких внятных целей развития, скорее наоборот, пытаемся спрятаться от реальных вызовов современности в перипетиях своей истории. Ведь разговоры о «русском мире в широком смысле слова» сегодня больше похожи на фантомы. Вряд ли от того, что, по предложению Жириновского, президента переименуют в Верховного правителя, а Россию прямо в Конституции провозгласят империей, страна станет в современном мире сильнее и конкурентоспособнее.
Зато взлом твиттера премьера запросто может привести к очередным гонениям на интернет в России. Неслучайно в сетях уже появилась шутка, что если в других странах твиттеры политиков взламывают, чтобы писать там всякий бред, то в России — чтобы наконец написать правду. К слову, похожий на правду твит о якобы отставке премьера сейчас вряд ли существенно изменил бы новостную повестку.
Разочаровавшись в Западе, в нравах мировой политики, испугавшись существования в открытом мире со свободной конкуренцией идей и свободой передвижения людей, Россия стремительно учреждает свой, параллельный мир. При этом, не имея сильных финансовых и экономических возможностей, вряд ли удастся безболезненно порвать с миром реальным.
Мы искусственно закрываем рынок от экспорта продовольствия из ЕС и США и при этом тут же заявляем о контроле над завышением цен — то есть рискуем возродить советскую практику регулирования, которая привела к тотальному дефициту товаров и торговле из-под полы.
Даже крупнейшая российская государственная нефтяная компания «Роснефть» просит выделить ей из Фонда национального благосостояния 1,5 трлн руб. — вдвое больше, чем власть обещает потратить на Крым до 2020 года. Что уж говорить об остальных.
В ситуации, когда российская экономика совершенно не готова к новой автаркии и нерыночным методам регулирования, мы искусственно переводим стрелки на своих исторических часах.
Все это было бы даже по-своему увлекательно — многим из нас мечталось покататься на машине времени. Но вряд ли даже самые убежденные поклонники величия России мыслят его как историческую игру в вымышленную страну из прошлого.
Попробовать превратить весь народ и элиту в участников исторического костюмированного карнавала в духе XIX века, по сути, не так уж сложно. Вот только реальные проблемы страны от этого никуда не исчезнут. Даже несмотря на то, что «Крым наш», а белые с красными прекрасно могут найти общий язык и объединиться на фоне коллективного противостояния с Западом.
Можно восхищаться и гордиться собственным прошлым. Можно проклинать и ненавидеть его. Но жить в нем невозможно. От реального мира во временной дыре не укроешься — с этим реальным миром в этом ХХI веке все равно придется жить и как-то взаимодействовать.