Одна из самых крупных аварий за прошлый год произошла 5 июня 2013 года, когда в перегоне между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека им. Ленина» случилось возгорание из-за короткого замыкания высоковольтного кабеля.
Тогда людей эвакуировали из тоннелей и со станций Сокольнической ветки внутри кольца, а сами станции закрыли, осуществляя принудительную вентиляцию задымленных тоннелей. Была страшная давка и смятение как в самом метро, так и снаружи. Движение по Сокольнической линии было фактически парализовано около шести часов.
21 марта этого года из-за подтопления открытого перегона между станциями «Первомайская» и «Измайловская» почти на семь часов было остановлено движение поездов от «Щелковской» до «Партизанской» в обоих направлениях. Эвакуировано около 600 пассажиров, никто не пострадал.
При аварии в московском метро между станциями «Молодежная» и «Славянский бульвар» утром во вторник, 15 июля, погибли 23 человек, 217 пострадали. На момент написания текста работа синей ветки еще не возобновилась.
На инфографике можно увидеть, на каких ветках происходит больше всего аварий:
Что делать в будущем?
Чтобы избежать суматохи и нехватки оперативной информации, необходимо информировать людей с помощью гражданской системы информации (в отсутствие работающей государственной) о возникшей чрезвычайной ситуации по примеру американской AMBER Alert. Работает она так: информация аккумулируется и через доступные ресурсы (соцсети, радио, ТВ, SMS, с помощью волонтеров на местах) рассылается пользователям. Так можно предупредить негативные последствия ЧС — давку, панику, скопление людей, не знающих, что делать.
Например, ваш оператор рассылает SMS: «Сегодня в 9.05 произошло возгорание в тоннеле ст. м. «Охотный ряд» — «Библиотека Ленина». Сокольническая ветка закрыта для движения. Просим искать объездные маршруты».
О ЧС необходимо сразу проинформировать МЧС по номеру 112 или +7 (495) 629-65-11 и сообщить информацию в штаб Гражданского корпуса @civil_corp или +7 926 712 47 52.
На случай если в метро все-таки случится взрыв или пожар, существуют специальные инструкции.
Так, если в вагоне метро возник пожар, по инструкции необходимо:
- Почувствовав запах дыма, немедленно сообщить машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполнять все его указания. Постараться не допустить возникновения паники в вагоне, успокоить людей, взять детей за руки. При сильном задымлении закрыть глаза и дышать через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.
2. Оставаться на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустить вперед детей и престарелых, затем выйти самим, сохраняя спокойствие и выдержку.
Проверить, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помочь этим людям покинуть его. Сразу же сообщить о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Оказать помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.
3. При появлении в вагоне открытого огня во время движения постараться потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители (под каждым передним сиденьем вагона) или подручные средства. Если это возможно, перейти в незанятую огнем часть вагона (лучше вперед) и сдерживать распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.).
Ни в коем случае не пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном (не дергать ручку «открытие дверей») – это затруднит тушение пожара и эвакуацию.
4. При остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста; не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции. Идти вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
Особенно внимательными надо быть при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Необходимо немедленно сообщить диспетчеру (с помощью тоннельных телефонов) о случившемся и выполнять его указания.
Но попав в чрезвычайную ситуацию, необходимо помнить, что большинство травм происходят именно в толпе, из-за большой давки.
Как вести себя в толпе
В московском метро проблема эвакуации пассажиров из остановившегося в тоннеле поезда решена просто: отключается подача электричества на пути, и людей по шпалам выводят к ближайшей станции.
Если же задымление или взрыв произошел в вестибюле, то в соответствии с инструкцией дежурный сразу пускает три эскалатора только на выход, а один останавливает, оставляя его в качестве запасного для спасателей и врачей.
В таких случаях самое главное – сохранять спокойствие; люди, сохраняющие спокойствие, действуют отрезвляюще на всех.
Начинается цепная реакция: сначала успокаиваются те, кто рядом с лидерами, потом те, кто стоит подальше. Люди начинают трезво размышлять, осознавая произошедшее.
Самое опасное – это паника, если человек посеет в толпе панику – сам же и погибнет под ее ногами. Поэтому специалисты советуют: «Если у ближайшего к вам человека случилась истерика, не стесняйтесь залепить ему увесистую оплеуху. Таким образом вы, возможно, спасете ему жизнь». Удержать рвущегося куда-то человека можно спокойными, но категоричными командами: «лежать!», «не бежать!», «сидеть!».
Если вы оказались в бегущей толпе людей, бегите вместе со всеми.
На ходу постарайтесь собрать волосы в узел, одежду застегнуть на все пуговицы, молнии и заклепки, руки согнуть в локтях и крепко сцепить их перед собой, чтобы максимально защитить грудную клетку от сдавливания.
Ваша самая главная задача – не упасть под ноги толпе. Двигаясь вместе с толпой, постарайтесь постепенно перемещаться к ее краю, чтобы в конце концов выбраться из нее. К стенам в метро лучше не прижиматься: испуганная толпа может сломать ребра. Обвала потолков метрополитена бояться не стоит: даже взрыв 500 граммов тротилового эквивалента вряд ли сможет их разрушить. В большей степени пострадать можно от стеклянных ларьков в переходах и от находящихся в них аэрозолей.
Все же необходимо помнить, что отсутствие аварий возможно лишь при систематической и полной проверке работы метро. При этом сейчас складывается ситуация, когда никто из жителей Москвы не осведомлен о мерах, принимаемых для улучшения ситуации.
Поэтому мы призываем подписать петицию, чтобы провести публичную проверку безопасности метрополитена Москвы, выложить отчет в публичный доступ, проверить траты на безопасность метрополитена Москвы после ЧС летом 2013 года.
Автор — общественный деятель, основатель Фонда открытых проектов, занимающегося поддержкой гражданской активности и социальных инноваций