В этом сезоне каждый третий губернатор России подал в отставку, не доработав в должности больше половины срока. Вчера президент Путин подписал очередное заявление об отставке — от губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Казалось бы, налицо полномасштабный политический кризис.
Многим главам регионов работать еще половину или больше половины положенного срока — по два-три года. Они еще сделать ничего толком не успели, а уже как под копирку пишут заявления. Однако никто в стране не взволнован.
Губернаторы делают это вовсе не потому, что дела в регионе плохи или они вдруг осознали свою несостоятельность на этом посту. Сам факт досрочной отставки в наших политических реалиях означает как раз то, что губернатора никто увольнять не собирается и что он уже договорился о новом сроке.
В случае с Полтавченко эта византийская процедура выглядела так. «Я хотел бы обратиться к вам с просьбой поддержать меня в желании пойти на досрочные выборы губернатора Санкт-Петербурга в сентябре этого года для того, чтобы все-таки сделать то, что спланировал», — сказал Полтавченко на встрече с президентом.
«Хорошо. Главное, чтобы вы оправдали доверие петербуржцев», — ответил глава государства.
В том, что Полтавченко выиграет выборы 14 сентября, судя по этим репликам, не сомневаются оба собеседника.
Со времен добровольной отставки теперь уже покойного иркутского губернатора Юрия Ножикова в далеком 1997 году в российской истории, пожалуй, не было случая, чтобы глава региона ушел по своей воле. Всегда это либо ссора с федеральными властями, как, например, в случае Юрия Лужкова, либо уход на пенсию или на повышение.
Ситуация изменилась в 2012 году, когда в России после восьмилетнего перерыва и «болотных» митингов вернули прямые выборы глав регионов. Тогда и родилась новая национальная политическая традиция региональной власти — уйти, чтобы остаться.
Через досрочные выборы уже прошли главы нескольких крупных российских регионов, в том числе московский мэр Сергей Собянин. Причем его главный оппонент Алексей Навальный, чуть не вышедший на выборах мэра Москвы во второй тур, уже удален из легальной политической деятельности — по закону из-за наличия судимости ему больше нельзя будет баллотироваться.
Но в нынешней ситуации череда отставок глав регионов выглядит особенно прямолинейно.
Они спешат переизбраться на фоне рекордного рейтинга президента, в котором нет ни малейшей заслуги глав регионов — не они «брали Крым».
Пока рейтинг президента очень высок, а экономический кризис, удвоивший совокупный дефицит региональных бюджетов только за один прошлый год, не привел к социальным потрясениям, давайте под соусом крымской эйфории по-быстрому закрепимся на территориях.
Есть у этих трюков с отставками выгода и для федеральной власти. К думским выборам 2017 года и президентским 2018-го (если до тех пор не будет придумана еще какая-нибудь политтехнологическая уловка — например, с досрочными выборами президента еще на шесть лет) лучше иметь в большинстве регионов избранных, плотно встроенных в вертикаль власти, проверенных губернаторов, способных обеспечить нужный результат на думских и президентских выборах. Независимо от того, какая к тому моменту ситуация сложится в стране.
Возврат прямых выборов при наличии подобных нехитрых трюков вроде «добровольных отставок», муниципальных фильтров и старых проверенных фальсификаций (куда же без них), к сожалению, не изменил ситуации, при которой власть в России остается замкнутой кастой, практически не несущей ответственности перед избирателями. Хотя, конечно, все последние губернаторские отставки проходят под девизом: «Хотим подтвердить свой мандат доверием народа».