Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Три дороги победителей

Яков Миркин о вариантах экономического развития страны «после Крыма»

История с Крымом и санкции по отношению к России ставят нас на перепутье. Дело не в визах или счетах чиновников и даже не в замораживании активов. Все это игра на «короткую дорожку». Основные потери могут быть на длинных горизонтах. Действия рыночных сил, людей и регуляторов в пространстве G7, ЕС и США, ускоренные украинским кризисом, могут обострить вызовы, стоящие перед российской экономикой.

Вызов — 1

Рост рисков падения цен на нефть (а вслед и цены на газ, привязанной к нефти). Они, как финансовые переменные, формируются на рынках нефтяных деривативов в Нью-Йорке и Лондоне. Трехкратное падение цен на нефть во второй половине 1980-х годов добило Советский Союз. Причина — «сезон низких цен» длился 4 года. Полгода низких цен на нефть отправили Россию прямиком в кризис августа 1998 года. Счастье, что цены через год отскочили вверх. Еще бы год–два, и мы бы не узнали родных политических ландшафтов. В 2008 году цена на нефть всего лишь за 5 месяцев упала в четыре раза. И вновь ангел-хранитель сделал так, что через полгода цены забрались обратно в горы. В марте 2012 года цена нефти марки Brent достигла $125 за баррель. К 20-м числам июня 2012 года рынки срезали ее на треть. Она стала меньше — $90. Затем месяц за месяцем отскочила вверх. Опять пронесло.

Но когда-нибудь не пронесет. Нефть — это спекулятивный финансовый рынок. Игроки легко уходят с него на рынки валюты, акций, облигаций. Как только доллар США начнет серьезно укрепляться к евро, цены на нефть могут рухнуть.

Регуляторы легко могут вызывать сброс «искусственно высоких» цен, охлаждая нефтяной рынок, лимитируя способность игроков принимать спекулятивные позиции.

Вызов — 2

«Физическое» вытеснение России с рынков сырья Европы. На ЕС приходится 50% российского экспорта. Поворот сырьевых потоков из России в Азию — это худшие ценовые условия и многомиллиардные затраты на инфраструктуру. Огромные потери.

Сразу и немедленно это невозможно. ЕС глубоко зависит от российского топлива. Доля России на европейском нефтяном и газовом рынках — одна треть, на рынке угля — 27%. Ее доля во внутреннем потреблении газа многих стран Восточной и Центральной Европы доходит до 80–100%: Австрия — 49%, Германия — 36%, Италия — 27%, Франция — 14%, Швейцария — 12% и т.д. (2007–2010 годы).

Но шаг за шагом сокращение доли России на энергетическом рынке Европы, видимо, будет происходить.

Ключевая цель энергетической политики США в Европе — диверсификация источников газа для Европы, создание транспортных коридоров для газа в обход России (Congressional Research Service. Europe's Energy Security. August, 2013). Один из источников «замещения» — вход США на рынок Европы, прежде всего Восточной и Центральной, с сжиженным природным газом для «ослабления зависимости от России».

А что с нефтью? В феврале 2014 года после многолетнего перерыва выданы первые лицензии на экспорт нефти из США в Европу (на несколько миллиардов долларов). В США раздаются призывы снять ограничения на экспорт нефти, существующие с момента нефтяного эмбарго середины 1970-х годов. Прогнозируется, что в 2015 году США выйдут на первое место в мире по производству нефти (сегодня первое место у России) (International Energy Agency, November 2013). Хотя США еще долгое время останутся нетто-импортером нефти, одна из идей — мост выборочных поставок нефти в Европу для замещения импорта из России (Richard Haass, President of the Council on Foreign Relations, 3 March 2014).

Вызов — 3

Мы на долгое время расстались с возможностью модернизации за счет импорта технологий из G7 и других развитых стран.

Конечно, этот импорт и раньше почти не осуществлялся. Но если раньше оставалась хотя бы какая-то возможность заключения «нового контракта с Западом», его участия в «экономическом чуде» в России, в ее новой догоняющей модернизации, то сегодня, в связи с Крымом, эта возможность полностью исключена на неопределенное время. Ни одно «экономическое чудо» XX века (Германия, Япония, Корея, Сингапур и т.д.) не произошло без поддержки США. Все модернизации последних 100 лет проходили на основе трансферта технологий и прямых инвестиций в развивающиеся страны.

Ни одна догоняющая модернизация в России начиная с XVII века не происходила без массовой закупки западных технологий. Так было не только в царской, но и в сталинской модернизации 1930-х. Ключевые поставщики — Германия и США. Доля СССР в вывозе германских машин составляла в четвертом квартале 1931 года по машиностроению в целом — 39%, по станкам — 62% (Ежегодник внешней торговли, 1932).

Сегодня нам говорят: не будет Запада — найдем других партнеров.

На практике это означает стать сырьевым каналом для Китая и получать технологии не из первых, а из вторых рук.

После «китайской переработки», с учетом того, что пока это больше копии, чем оригиналы. Продукты худшего качества. Китай — партнер номер 1 вместо ЕС. Модель рискованная, основанная на модернизации «второго сорта».

Ответы на вызовы

Неправильный ответ: подвижка к закрытой, «мобилизационной» экономике. Бесперспективно. Заранее известный диагноз — отсталость, строительство «паровоза» в отдельно взятой стране. Нарастание разрыва в технологиях. Огосударствление. Бегство капитала. Денежная эмиссия. Инфляция. Рынки закрыты или падают. Консолидация банков. Автоматизм кредитования. Фиксированный валютный курс. Иностранная валюта ограничивается или изымается из обращения. Прерываются карточные связи с внешними платежными системами. Рационирование кредита, наличности. Где-то там, на горизонте — социальный шторм.

Правильный ответ: неожиданный, асимметричный. От нас его не ожидают.

Либерализация, «взрыв» внутренней экономической активности в России. Все подчинить росту внутреннего спроса и предложения. На первое место поставить интересы среднего класса, увеличение его активов и имущества.

Программа мер? Ничего проще:

— налоговые каникулы для вновь открываемого бизнеса на пять лет;

— замораживание тарифов, рост — не более 1% в год;

— регрессивный налог на прибыль. Показал выше рост прибыли в сопоставимых ценах, меньше налог;

— обещание не повышать 5–7 лет социальные налоги;

— обещание понизить ставку НДС через 3–4 года;

— налоговые каникулы, ставка = 0 на прибыль и дивиденды по прямым иностранным инвестициям из G7 и других развитых стран;

— создание финансового офшора в «подбрюшье» Европы (Калининград);

— снижение ключевой ставки центрального банка до 1–1,5%;

— установление административных потолков процента по ссудам. Жилищная ипотека — не выше 7%, как в Восточной Европе;

— решительная антимонопольная борьба с ценовыми картелями (формальными и неформальными);

— «убиение» сверхвысоких регулятивных издержек. В 2000-е годы число нормативных актов росло по экспоненте. Условно — 50-процентное сокращение;

— сокращение госаппарата. Условно — на 30%;

— затормаживание падения рубля (это сделает пул «ЦБР — пять крупнейших банков под госконтролем», именно они «создают» валютный рынок);

— замораживание полицейской / налоговой борьбы с офшорами (она приводит только к усилению оттока капитала). Вместо этого — резкое облегчение условий и рисков бизнеса в России;

— стимулирование массовой розничной собственности на акции (налоги, приватизация, в первую очередь для розничных, а не для крупных иностранных инвесторов);

— чистота помыслов. KPI для правительства — по индексу коррупционности Transperancy International переместится с 127-го места из 177 (2013) хотя бы на 80–90-е;

— приватизация земли в интересах среднего класса. Государству принадлежит более 90% земель (в конце XIX века — 40–45%). Вместо концентрации собственности в руках крупных землевладельцев (что активно происходит) широкая раздача или дешевая приватизация государственных земель семьям под жилые дома («Одноэтажная Россия»).

И многое другое.

Что будет результатом? Расцвет. Много денег, много рублевых инвестиций, золотая лихорадка на финансовом рынке. Много новых бизнесов. Расцвет венчура. Масса идей. Разгосударствление (сейчас 50% экономики и финансового сектора под контролем государства). Множество новых финансовых инструментов и финансовых институтов, ищущих, куда вложить деньги. Возврат в Россию нерезидентов. Притормаживание инфляции. Вместо чистого вывоза капиталов каждый год — приток. Приход реальных прямых иностранных инвестиций, с трансфертом технологий. Сокращение черного и серого оборота. И, конечно же, рост доходов бюджета.

Экономика — это пространство психологии, ожиданий, настроений.

Вместо жалоб и внутренней эмиграции — возникающее чувство свободы, того, что российская экономика становится удачным, эффективным проектом. Ожидания меньших рисков. Крылья за спиной у бизнеса.

Но есть и третий вариант — отсутствие ответа.

Это значит, что мы будем болтаться где-то между двумя стульями, не скатываясь окончательно к мобилизационной экономике, но и не уходя в ту зону, где строится социальная рыночная экономика, подчиненная среднему классу, и совершается «экономическое чудо». Подвергаясь ударам и неприятностям от вытеснения России с рынков, от колебаний мировых цен на сырье, от роста непроизводительных расходов государства. Испытывая растущее давление потока административных ограничений и властных вмешательств, искажающих экономическую жизнь.

Сегодня кажется, что именно такой сценарий — отсутствие ответа на вызовы — нам уготовила жизнь. Именно его шансы велики, как подсказывает нам практика последних 20 лет.

Но в истории бывают неожиданные кульбиты. Так же как и на рынке, позиция может вдруг «перевернуться». Шансы на это пока есть. Власть способна на неожиданные и неординарные решения. Или уже не способна? Ответ будет дан в течение ближайших лет.

Автор — д.э.н., проф., завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН

Новости и материалы
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Все новости