Из трех основных вариантов решения судьбы полуострова — присоединения к России, квазинезависимого государства по типу Южной Осетии и сохранения в составе Украины на условиях конфедерации по конституции 1992 года — для России относительно выгоден лишь последний.
Крым в любом случае окажется на содержании российских налогоплательщиков. Но мера ответственности и глубина политических последствий для России — очень разные.
6 марта крымский парламент принял решение о вхождении автономии в состав России и обратился с соответствующей просьбой к руководству РФ. Одновременно парламентарии в третий раз перенесли сроки референдума по вопросу о статусе полуострова: сначала плебисцит планировался на 25 мая вместе с внеочередными выборами президента Украины, затем на 30 марта, теперь на 16 марта.
На референдум будут вынесены два вопроса: 1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? 2) Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
Владимир Путин сразу же провел заседание Совета безопасности РФ по ситуации в Крыму, но ответа на решение крымского парламента не дал. После чего российские и крымские власти «разошлись в показаниях» относительно последовательности дальнейших действий.
Крымский парламент принял решение о вхождении автономии в состав России с расчетом на то, что Россия проведет соответствующие процедуры, сообщил спикер Верховного совета автономной республики Владимир Константинов. «Если они примут решение о начале процедуры, тогда будем рассматривать этот вопрос на референдуме», — сказал Константинов.
То есть крымские парламентарии решили получить ответ от России до волеизъявления самих крымчан, чтобы придать первому вопросу референдума больший вес. Однако российская власть, похоже, решила соблюсти формальные приличия и оставить себе хоть какое-то пространство для дипломатических маневров. По словам главы комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Слуцкого, Дума рассмотрит вопрос об упрощенном порядке присоединения к России новых территорий после того, как на Украине пройдет референдум о статусе Крыма.
В конце концов, Южная Осетия еще до войны с Грузией тоже просилась в состав России, но ее не приняли. И после войны Россия тоже не стала присоединять эту территорию, лишь признав ее в качестве независимого государства. При этом, с точки зрения финансирования, ситуация принципиально не изменилась: Россия как содержала, так и содержит Южную Осетию фактически как свой регион. И пока нет шансов на ее самостоятельное развитие.
Парламент Крыма, естественно, пытаясь «ковать железо, пока горячо», поставил Путина перед крайне неприятным выбором. Если 16 марта Крым проголосует за присоединение к РФ и Россия с этим согласится, нас ждет полноценная «холодная война».
Украина и Грузия с большой долей вероятности окажутся в НАТО. Это станет концом всех интеграционных проектов в СНГ, так как Россия впервые в постсоветской истории заберет чужую территорию — Крым все-таки в состав России до ввода туда российских войск входить не собирался. Теперь уж точно ни одна страна на постсоветском пространстве не сможет чувствовать себя спокойно в отношениях с Москвой и будет искать более надежных союзников, способных гарантировать бывшим советским республикам суверенитет.
Это новые громадные финансовые обязательства и без того хиреющей российской экономики. Это неизбежные санкции, которые затронут не только чиновников, но и рядовых россиян. Это неизбежное ухудшение жизни российских граждан. Это окончательное превращение России в страну, которая не сможет быть посредником в решении локальных международных конфликтов — ей просто больше не будут доверять.
Россия могла бы настоятельно посоветовать Крыму проголосовать за расширенную автономию в составе Украины (в идеале вообще надо было дождаться выборов украинской власти и сделать так, чтобы именно новая украинская легитимная власть вернула Крыму права широкой автономии).
Но Путин может воспринять это как слабость. Ведь единственный смысл войны с Украиной в сознании той части россиян, которые ее поддерживают, — именно возвращение Крыма.
Третий вариант — фактический выход Крыма из подчинения Украине и превращение в формально независимое государство. Для России он мало чем отличается от присоединения этой территории. Никто в мире, кроме России и пары-тройки других стран, такое государство не признает.
При этом Крым России придется содержать в любом случае. И крымские власти уже выражают полную готовность «сесть на шею».
Крым готов принять российский рубль в качестве национальной валюты в рамках плана по присоединению к Российской Федерации, заявил первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиева. Он также заявил, что «все украинские государственные предприятия будут национализированы и станут собственностью крымской автономии». Вряд ли кто-нибудь, кроме России, будет вести дела с этими конфискованными предприятиями.
Тактически российское общество может принять это за большую победу России и лично президента Путина. Но с учетом трендов в российской экономике и политических последствий такого решения очень скоро мы неизбежно почувствуем, как дорого обходятся гражданам имперские амбиции, не подкрепленные соответствующими экономическими возможностями.
Собственно, Россия движется по траектории, которая привела к распаду СССР, когда экономический крах сделал невозможным удержание в зоне контроля центральной власти столь гигантских территорий.
Вместо того чтобы совместно со странами Запада учредить новые механизмы мирового порядка, Россия может оказаться страной-изгоем с безнадежными (до радикальной смены внешней и внутренней политики) экономическими перспективами. А на то, чтобы Крым жил принципиально лучше, чем в составе Украины, у нас просто не хватит денег.