Первое и самое ужасное – возможные жертвы. Настроения на Украине меняются ежечасно: те, кто еще несколько дней назад надеялись на поддержку и участие России, сегодня говорят, что сами разберутся и что русские войска нельзя допустить на свою территорию.
Ввод наших войск в соседнюю страну лишит граждан Украины последних положительных чувств в отношении России.
Последствие второе – международная изоляция. Россия имеет все шансы оказаться новой Северной Кореей. Западный мир уже предупредил Москву о возможных последствиях вторжения. «Мы глубоко обеспокоены сообщениями о передвижениях войск, предпринятых Российской Федерацией внутри Украины, — заявил накануне Барак Обама. – Россию связывают с Украиной исторические отношения, в том числе культурные и экономические связи, а также военные объекты в Крыму. Но любое нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины будет глубоко дестабилизирующим, и будет не в интересах Украины, России или Европы»».
Уже вчера наблюдатели, вглядываясь в кадры так называемых «отрядов самообороны», уверенно сказали: это не добровольцы, гражданские так грамотно себя не ведут. Это профессиональные войска, возможно, спецназ российских элитных подразделений. Только они могут быть столь дисциплинированными.
Последствие третье – финансовое. При плохом развитии событий западные государства могут блокировать въезд российским гражданам или как минимум российским чиновникам на свои территории, приостановить финансовые транзакции, заморозить часть российских авуаров. Это будет иметь огромные последствия для российской экономики.
Последствие четвертое – военные действия между Россией и НАТО маловероятны. Но если военные корабли «вражеских держав» окажутся в непосредственной близости от российских границ, Москву это еще больше разозлит. Не хочется думать о последствиях этого сценария. Между тем некоторые эксперты уже убеждены, что российские силовые действия приведут к тому, что войск НАТО станет больше в странах Балтии.
Последствие пятое – социально-спортивное. Похоже, Паралимпийские игры сочтены не столь важным событием, ради которого можно подождать с новым витком противостояния с Западом. Можно предположить, что ряд делегаций, по примеру Олимпиады-80, откажутся приезжать в Сочи. Самые высокопоставленные российские чиновники считали: параигры – единственный, видимо, за многие годы шанс поднять проблему людей с ограниченными возможностями на уровень всего общества, всей России. И вот эта тема явно уходит в тень.
Москва, очевидно, полагает: получилось с Грузией – получится и здесь. Но Украина — не Грузия. Шаг, который в субботу одобрил Совет Федерации, будет иметь гораздо более тяжелые и опасные последствия.
Сказать, что Запад прав в своих угрозах и предупреждениях, конечно, тоже нельзя. С осени западные державы, особенно страны ЕС, вели себя очень грубо, откровенно вмешиваясь в дела Украины. Оперативно проглотив обиду за отказ от ассоциативного членства, они кинулись поддерживать оппозицию в лучших традициях современного западного мира: любые повстанцы по определению лучше авторитарной власти. Ни Ирак, ни Сирия не научили ничему?
Европа, что примечательно, в последние дни притихла, видимо, сообразив, что война ударит, прежде всего, по ней. Зато проснулись Соединенные Штаты, которые явно не до конца понимают значение Украины для России. Забыв о собственных, мягко говоря, не деликатных действиях в Югославии, Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане и т.д., они начали жестко предупреждать Россию о последствиях. Что сходит с рук американцам, не простится Москве. Это факт. Но Вашингтону тоже лучше бы сейчас чуть пригасить темп разоблачений, поскольку такие угрозы и заявления во многом и способствуют агрессивной ответной реакции российского истеблишмента.
Не стоит американцам и всему Западу доводить ситуацию до того, когда Москве станет нечего терять, и она начнет действовать без оглядки.
После решения верхней палаты пресс-секретарь президента Путина быстро добавил: разрешение ввести войска еще не означает, что они непременно будут введены. Путин еще не принял решения.
Российский президент обычно весьма четко просчитывает последствия своих действий и никогда не переходит ту черту, за которой они становятся необратимыми для страны. Остается надеяться, что и в этот раз чутье ему не изменит, и он не позволит втянуть Россию в войну.