22 января Украина отмечает установленный президентом Виктором Януковичем День соборности и свободы. Раньше День свободы отмечался 22 ноября как годовщина начала «оранжевой революции». Но, придя к власти, Янукович, естественно, захотел стереть из национального календаря позорную лично для себя страницу истории. В сегодняшней Украине нет ни соборности, ни свободы.
Именно в этот национальный праздник, который отмечен уличными боями в Киеве на улице Грушевского и полным отсутствием надежд на политические компромиссы, украинские СМИ сообщили, что в противостоянии сторонников евроинтеграции и милиции появились первые жертвы. Двое молодых людей застрелены милицией. При этом МВД Украины настаивает, что милиция огнестрельного оружия не применяет.
Майдан похоронен уличными боями с участием откровенных гопников — ультранационалистов и футбольных фанатов, бесконечно далеких от европейских ценностей, — «коктейлями Молотова» и кадрами горящих милиционеров в хронике, которую транслирует весь мир.
Кличко безуспешно пытается прорваться на переговоры к Януковичу. Другого лидера оппозиции, Арсения Яценюка, и вовсе не видно, не слышно. Юлия Тимошенко, которой Янукович после отказа от евроинтеграции предсказуемо отказался смягчать условия отбывания срока, присутствует в виде национального символа только на листовках участников оказавшегося на отшибе вооруженного противостояния Майдана. А ведь еще два месяца назад был реальный шанс, что она окажется примерно там же, где Михаил Ходорковский, — в Германии.
Премьер Николай Азаров называет участников силового противостояния с властью террористами. Вместо мирного интеллигентного протеста на Майдане, трогательного концерта «Океана Эльзы» мы имеем океан насилия и взаимных обвинений.
Первая «оранжевая революция» тоже могла закончиться кровью, но у Леонида Кучмы достало мудрости не применять или не хватило решительности применить (в зависимости от политических взглядов оценивающих) силу против народа.
Тогда власть уступила. Сейчас явно решила не отступать. Тем более что и брать власть, по сути, некому. Сил мирно поменять власть у Майдана не оказалось. И на арену, как часто бывает в истории, вышли провокаторы и откровенная шпана. Буквальные уличные бои и информационная война со взаимными обвинениями в убийствах и похищениях людей — вот чем живет сегодня Украина.
Теперь судьба Украины только в руках Януковича. Перерастание мирного протеста в радикальное противостояние ему отчасти на руку.
Разгонять мирных демонстрантов – преступление. Разгонять вооруженных отморозков необходимо и абсолютно законно.
Украина привыкла к политическим потрясениям. Но сейчас очевидно, что она стоит перед самой серьезной угрозой своей государственности с момента распада СССР и обретения независимости. Не создав прочных государственных институтов, не имея собственных энергоносителей и диверсифицированной эффективной экономики, не преодолев раскол между востоком и югом, с одном стороны, и западом — с другой, страна оказалась на грани реального краха собственной государственности. Вторая по численности населения бывшая советская республика рискует просто исчезнуть с политической карты мира или скатиться в болото провинциальной диктатуры, подобно некоторым среднеазиатским государствам.
Украина стремительно движется к геополитической катастрофе, и есть большая вероятность того, что без внешних дипломатических усилий ситуацию не исправить.
В эти же дни мировое сообщество пытается найти пути прекращения унесшей десятки тысяч жизней гражданской войны в Сирии. Задача украинских властей — как можно скорее прекратить насилие, чтобы в Европе не появился новый очаг конфликтов и нестабильности, подобный сирийскому.
Но пока речь идет просто о том, чтобы Украина выжила, а в уличных боях перестали гибнуть люди — протестующие и милиционеры.