Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Не хочется строить очередную стеклянную коробку»

Урбанист Райан Зони о том, как осовременить одну из сталинских высоток

В феврале в Москве выберут трех финалистов конкурса на архитектурное решение новой входной группы гостиницы «Украина». В конце декабря пять команд — участниц второго этапа конкурса приехали в Москву, чтобы посетить гостиницу и поближе познакомиться с городом. Райан Зони, представитель бюро-конкурсанта Balmond Studio, поделился с «Газетой.Ru» своими мыслями о конкурсе, сталинской архитектуре и облике Москвы.

— Чем вас привлек этот конкурс?

— Многие сотрудники нашей студии хорошо знают архитектуру сталинской эпохи. Принять участие в таком конкурсе — уникальная возможность поработать с историческим наследием русской архитектуры, одной из «семи сталинских сестер». Пожалуй, самое интересное в конкурсе — его жесткие правила, резко ограничивающие возможность создать что-то уникальное с инженерной точки зрения. Нам интересно проверить свои способности, придумав нечто, что сможет сочетать в себе старое и новое на таком небольшом участке проектирования.

У гостиницы «Украина» должно появиться новое общественное пространство с запросом на современный дизайн.

— Существует ли у вашей студии особый подход к работе с объектами исторического наследия?

— Да, конечно, у нас есть свои подходы и используемые алгоритмы, но главное — удобство и ощущения для конечного пользователя нашего продукта. Именно поэтому мы не применяем шаблонные решения в каждом новом проекте, а пытаемся прочувствовать пользователя нашей архитектуры, исследовать масштаб, понять, насколько заметным может быть внедрение современного дизайна в историческое здание. Конкурсное задание весьма сложно — гостиница «Украина» уже представляет собой смешение стилей.

Здание начинали строить как пышную сталинскую высотку, а заканчивали в период борьбы с архитектурными излишествами.

— Как добавить сюда еще и современную архитектуру, при этом сохранив единый облик гостиницы?

— Одно из возможных решений — сосредоточиться на пластике и структуре будущей входной группы, осознать, из чего зародится архитектура нового входа в гостиницу. Также, чтобы подчеркнуть связь элементов, можно использовать орнаменты. Необходимо, чтобы дизайн входа перекликался с обликом гостиницы и обладал малыми архитектурными формами с выдающимся визуальным и физическим текстурированием. Идеальный вариант — придумать что-то, что подчеркнет связь времен.

— Так новая входная группа должна подчеркнуть облик исторического здания или все-таки стать новым его элементом, выполненным в традициях современной архитектуры?

— Тут нужно быть осторожным. Очень не хочется построить очередную стеклянную коробку. Институт «Стрелка» провел отличное исследование рельефа здания, и конкурсное задание содержит множество данных для создания чего-то нового, уникального. Мне кажется, этого захотят и сами пользователи нового общественного пространства — у гостиницы появился сквер с паркингом, ресторанами, развивается территория набережной. Это место станет куда более насыщенным в культурном плане. Таким образом, в дизайне проекта мы должны учесть эти изменения — все элементы нового пространства должны находиться в диалоге. Если воспринимать входную группу отдельно от площади, то мы просто не используем весь потенциал этого места.

Balmond Studio славится работами со сложносоставными структурами. Планируете ли вы использовать геометрически сложные конструкции в этом проекте или придумаете что-то новое?

— Иногда мы придумываем абсолютно нестандартные и экстремальные вещи, которые становятся отправной точкой для работы над проектом. В данном проекте интересно то, что существует множество ограничений и вводных относительно того, что мы можем делать с исторической тканью гостиницы, и они накладывают отпечаток на финальный проект. Одно могу сказать — новая входная группа будет намного легче существующей.

— «Семь сестер» являются узнаваемым символом столицы. Есть ли еще какие-то символы Москвы, известные за рубежом, помимо Кремля, Красной площади и храма Василия Блаженного?

— Еще один такой символ появился недавно — это деловой центр Москва-Сити, он также интересен и с архитектурной, и инженерной точек зрения. Там, например, расположен самый высокий в Европе небоскреб. Я первый раз в Москве и могу сказать, что в глаза сразу бросается огромное различие в облике монументальных советских зданий и изящных дореволюционных построек. Кроме того, в центре много современной архитектуры. Множество эпох смешаны в одном пространстве.

— Некоторые говорят, что такая смешанная застройка неэстетична, что у Москвы нет своего архитектурного облика, что здесь намешаны в кучу дореволюционные дома, конструктивистские постройки, монументальная сталинская архитектура, панельные районы и современные вкрапления. Другие считают, что такая многогранность является преимуществом нашего города, когда, гуляя по одной улице, можно оценить архитектуру сразу нескольких эпох. Кто прав?

— Это многообразие, несомненно, является достоинством Москвы.

Города, чьи здания, улицы и районы говорят только на одном языке, скучны. Идя по Москве, я вижу, как одно время сменяет другое, и это очень интересно.

Вот только эта богатая и интересная городская среда не до конца использует свои возможности. Например, между домами разных годов постройки и разной высоты существуют большие пространства, которые можно использовать для диалога разных эпох. Помимо всего, с такими пространствами очень интересно работать архитекторам.

— В данный момент в Москве происходит настоящий бум архитектурных конкурсов — например, на парк Зарядье, новый ГЦСИ, Международный финансовый центр в Рублево-Архангельском. Если говорить об Америке и Европе, можно ли сказать, что архитектурные конкурсы распространены и в них может принять участие любой желающий? В скольких конкурсах принимает участие ваша студия каждый год?

— Это глобальная тенденция. Если у вас есть время заполнить конкурсную документацию, вы можете принять участие в любом конкурсе — не важно, начинающий вы архитектор или признанный профессионал. Наша студия в среднем принимает участие в шести-восьми конкурсах в год. Важно понимать, что множество качественных архитектурных произведений появляется на свет именно благодаря конкурсам, на них отбираются лучшие решения и команды. Из последних арт-конкурсов я могу упомянуть нашу победу на Аляске — там мы построили световую скульптуру Snow Words, и Star of Caledonia на границе Англии и Шотландии. Ну а самая известная в последнее время работа — скульптурная композиция Orbit, построенная в лондонском олимпийском парке в 2012 году.

--То есть можно сказать, что конкурсная политика позволила Москве занять наконец свое место в глобальном архитектурном контексте?

— Несомненно. В последнее время столько конкурсов, что приходится внимательно за всем следить, чтобы не пропустить что-то интересное. Особенно много конкурсов проводят крупные мировые столицы.

Беседовал Андрей Поляков, КБ «Стрелка»

Новости и материалы
Ученые раскрыли секрет клеточной молодости
В ВСУ призвали разрешить сотрудникам военкоматов стрелять в уклонистов
«Спартак» потерпел разгромное поражение
Игрок «Спартака» рассказал, кто поможет команде добиться самых высоких результатов
СМИ сообщили, что главу ГУР Украины могут отправить в отставку в декабре
В Перми ребенок попал в больницу после удара током в подъезде
Сбер продолжит принимать заявки по семейной ипотеке
Ученые назвали лучший способ оправданий за сорванный дедлайн
Уволенная за откровенные фото экс-педагог из Тюменской области стала топ-моделью XL
Жена Зеленского призвала Запад опасаться России
Раскрыты повреждения после удара «Орешником» по заводу «Южмаш»
Миссия по содействию безопасности для Украины начнет координировать помощь НАТО
Россиянка из ревности подожгла дверь в квартире своей соперницы
Четверо детей устроили пожар в многоквартирном доме в Ижевске
Глава МИД Италии высказался об отправке военных на Украину
Многие уехавшие из новых регионов России украинцы возвращаются обратно
Сырский доложил Зеленскому о тяжелой ситуации ВСУ в Запорожской области
Министр обороны Германии рассказал о дальнейшей поддержке оборонной промышленности Украины
Все новости