— Чем вас привлек этот конкурс?
— Многие сотрудники нашей студии хорошо знают архитектуру сталинской эпохи. Принять участие в таком конкурсе — уникальная возможность поработать с историческим наследием русской архитектуры, одной из «семи сталинских сестер». Пожалуй, самое интересное в конкурсе — его жесткие правила, резко ограничивающие возможность создать что-то уникальное с инженерной точки зрения. Нам интересно проверить свои способности, придумав нечто, что сможет сочетать в себе старое и новое на таком небольшом участке проектирования.
У гостиницы «Украина» должно появиться новое общественное пространство с запросом на современный дизайн.
— Существует ли у вашей студии особый подход к работе с объектами исторического наследия?
— Да, конечно, у нас есть свои подходы и используемые алгоритмы, но главное — удобство и ощущения для конечного пользователя нашего продукта. Именно поэтому мы не применяем шаблонные решения в каждом новом проекте, а пытаемся прочувствовать пользователя нашей архитектуры, исследовать масштаб, понять, насколько заметным может быть внедрение современного дизайна в историческое здание. Конкурсное задание весьма сложно — гостиница «Украина» уже представляет собой смешение стилей.
Здание начинали строить как пышную сталинскую высотку, а заканчивали в период борьбы с архитектурными излишествами.
— Как добавить сюда еще и современную архитектуру, при этом сохранив единый облик гостиницы?
— Одно из возможных решений — сосредоточиться на пластике и структуре будущей входной группы, осознать, из чего зародится архитектура нового входа в гостиницу. Также, чтобы подчеркнуть связь элементов, можно использовать орнаменты. Необходимо, чтобы дизайн входа перекликался с обликом гостиницы и обладал малыми архитектурными формами с выдающимся визуальным и физическим текстурированием. Идеальный вариант — придумать что-то, что подчеркнет связь времен.
— Так новая входная группа должна подчеркнуть облик исторического здания или все-таки стать новым его элементом, выполненным в традициях современной архитектуры?
— Тут нужно быть осторожным. Очень не хочется построить очередную стеклянную коробку. Институт «Стрелка» провел отличное исследование рельефа здания, и конкурсное задание содержит множество данных для создания чего-то нового, уникального. Мне кажется, этого захотят и сами пользователи нового общественного пространства — у гостиницы появился сквер с паркингом, ресторанами, развивается территория набережной. Это место станет куда более насыщенным в культурном плане. Таким образом, в дизайне проекта мы должны учесть эти изменения — все элементы нового пространства должны находиться в диалоге. Если воспринимать входную группу отдельно от площади, то мы просто не используем весь потенциал этого места.
— Balmond Studio славится работами со сложносоставными структурами. Планируете ли вы использовать геометрически сложные конструкции в этом проекте или придумаете что-то новое?
— Иногда мы придумываем абсолютно нестандартные и экстремальные вещи, которые становятся отправной точкой для работы над проектом. В данном проекте интересно то, что существует множество ограничений и вводных относительно того, что мы можем делать с исторической тканью гостиницы, и они накладывают отпечаток на финальный проект. Одно могу сказать — новая входная группа будет намного легче существующей.
— «Семь сестер» являются узнаваемым символом столицы. Есть ли еще какие-то символы Москвы, известные за рубежом, помимо Кремля, Красной площади и храма Василия Блаженного?
— Еще один такой символ появился недавно — это деловой центр Москва-Сити, он также интересен и с архитектурной, и инженерной точек зрения. Там, например, расположен самый высокий в Европе небоскреб. Я первый раз в Москве и могу сказать, что в глаза сразу бросается огромное различие в облике монументальных советских зданий и изящных дореволюционных построек. Кроме того, в центре много современной архитектуры. Множество эпох смешаны в одном пространстве.
— Некоторые говорят, что такая смешанная застройка неэстетична, что у Москвы нет своего архитектурного облика, что здесь намешаны в кучу дореволюционные дома, конструктивистские постройки, монументальная сталинская архитектура, панельные районы и современные вкрапления. Другие считают, что такая многогранность является преимуществом нашего города, когда, гуляя по одной улице, можно оценить архитектуру сразу нескольких эпох. Кто прав?
— Это многообразие, несомненно, является достоинством Москвы.
Города, чьи здания, улицы и районы говорят только на одном языке, скучны. Идя по Москве, я вижу, как одно время сменяет другое, и это очень интересно.
Вот только эта богатая и интересная городская среда не до конца использует свои возможности. Например, между домами разных годов постройки и разной высоты существуют большие пространства, которые можно использовать для диалога разных эпох. Помимо всего, с такими пространствами очень интересно работать архитекторам.
— В данный момент в Москве происходит настоящий бум архитектурных конкурсов — например, на парк Зарядье, новый ГЦСИ, Международный финансовый центр в Рублево-Архангельском. Если говорить об Америке и Европе, можно ли сказать, что архитектурные конкурсы распространены и в них может принять участие любой желающий? В скольких конкурсах принимает участие ваша студия каждый год?
— Это глобальная тенденция. Если у вас есть время заполнить конкурсную документацию, вы можете принять участие в любом конкурсе — не важно, начинающий вы архитектор или признанный профессионал. Наша студия в среднем принимает участие в шести-восьми конкурсах в год. Важно понимать, что множество качественных архитектурных произведений появляется на свет именно благодаря конкурсам, на них отбираются лучшие решения и команды. Из последних арт-конкурсов я могу упомянуть нашу победу на Аляске — там мы построили световую скульптуру Snow Words, и Star of Caledonia на границе Англии и Шотландии. Ну а самая известная в последнее время работа — скульптурная композиция Orbit, построенная в лондонском олимпийском парке в 2012 году.
--То есть можно сказать, что конкурсная политика позволила Москве занять наконец свое место в глобальном архитектурном контексте?
— Несомненно. В последнее время столько конкурсов, что приходится внимательно за всем следить, чтобы не пропустить что-то интересное. Особенно много конкурсов проводят крупные мировые столицы.
Беседовал Андрей Поляков, КБ «Стрелка»