Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Землю попашет, попишет стихи

Александр Латкин о том, почему чиновники и бизнесмены хотят заниматься поэзией

В стихотворениях людей, занимающих высокие посты в государственных и бизнес-структурах, встречаются неожиданные образы, нетипичные обороты и вполне качественные строчки: например, «любовь моя без угла» у Гуцериева, «в припеве босом, в полушуточке» у Васильевой или «вся эта жизнь, короткая – как прежде» у Улюкаева.

Известный бизнесмен, входящий в список самых богатых российских граждан, Михаил Гуцериев на недавней церемонии «Песня года-2013» получил восемь призов за стихи, на которые были написаны песни для российских поп-звезд. Также Гуцериев удостоился специального приза имени знаменитого советского поэта Роберта Рождественского «Поэт года».

Даже зная отечественный продажный шоу-бизнес, не стоит в данном случае считать, что получение всех этих призов обусловлено деньгами Гуцериева. Поп-звезды вполне искренне хвалят его творчество и включают в свои концерты песни на его стихи. На самом деле, как работают механизмы нашего несчастного шоу-бизнеса, в данном случае неинтересно. Интересно другое.

Что в голове у этого человека? При каких обстоятельствах он написал строчки типа «мое сердце разделось в груди», «твоя плоть на снегу расцвела», «любовь моя без угла»?

Когда он пишет стихи? Когда сидит на скучном совещании, или Гуцериев выделяет для стихов специальное время, в специальном месте, обставленном специально подобранными предметами, вызывающими у него вдохновение? И, главное, как сочинение стихов соотносится с его бизнесом и – особенно интересно – с его неизбежными контактами с госчиновниками, без которых любой бизнес в России невозможен?

Как известно, Гуцериев любит заниматься бизнесом. Он принципиально отличается от большинства российских нефтяников, получивших свои активы в результате приватизации, которую даже самый преданный сторонник нового русского капитализма не назовет прозрачной. Он собирал свой главный и любимый актив — нефтяную компанию «Русснефть» — по кусочкам и очень не хотел ее никому отдавать, в том числе и одному из самых влиятельных бизнесменов страны Олегу Дерипаске.

В 2006 году началось налоговое преследование компании – в деловых СМИ писали, что команда была дана лично тогдашним куратором российской нефтяной отрасли Игорем Сечиным. В результате Гуцериеву пришлось бежать из страны – он на автомобиле пересек границу с Белоруссией и затем через Турцию улетел в Лондон. Судя по всему, он смог вернуть контроль над компанией лишь после того, как начался мировой финансовый кризис и обремененному долгами Дерипаске стало не до нефтянки.

С такой бизнес-судьбой ему не должно быть скучно, и вроде бы даже не нужны искусственные стимуляторы в виде выстраивания слов в рифму ради некоей неочевидной славы и вечности. Но он пишет стихи и явно относится к ним серьезно.

У начальника департамента имущественных отношений Минобороны, члена совета директоров ОАО «Оборонсервис», кавалера ордена Почета Евгении Васильевой тоже все удачно складывалось в бизнесе.

Но и она писала стихи и публиковала их, не опасаясь, что ее деловой репутации нанесут урон строчки: «благодарю тебя за все – за интуицию, богатую сознаньем, за голубые янтари на берегу моих мечтаний», «мне снится твое дыхание и запах твой летне-утренний, когда твое тело горячее поутру меня баюкает», «твои веснушки в голосе, в припеве босом, в полушуточке».

Нынешний министр экономического развития, а ранее многолетний первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев опубликовал два сборника стихов. Он пишет стихи, которые в школе характеризовались как «философская лирика»: «вся эта жизнь, короткая – как прежде казалась длинной юному невежде». Однако его любовную лирику, даже если бы он был классиком, в школе проходить вряд ли стали: «Меняю первородство на чечевичную похлебку и бабу, у которой я не первый. Требования к похлебке: едкая, к бабе – … (слово на букву «ё», написание — по рекомендации Роскомнадзора. – «Газета.Ru»)»; «Какие мне куплеты насвистели, какие мне балеты танцевали, какие мне минеты предлагали, не за монету».

Другой сотрудник государственной финансовой системы и банкир демонстрирует бездны пессимизма в своем творчестве. Андрей Алякин в 1991–2010 годах служил в Главном управлении ЦБ по Москве и так писал о себе: «Я не способен любить. Все мои стихи — всего лишь заменитель. Для того, чтобы можно было творить, говорить о любви, не входя в нее, и продолжать любить, не любя… Но кто может обмануть меня, кроме меня самого? Никто. Я никогда никого не любил. Я только сейчас понимаю, насколько несчастен».

А потом приходил на работу и делал вполне успешную карьеру – дослужился до начальника операционного управления, а затем стал зампредом Россельхозбанка.

А вот написанное в 2012 году стихотворение «Кокаин» заставляет вспомнить французских «проклятых поэтов» или американских поэтов-битников, расширявших себе сознание с помощью разнообразных веществ: «Не поднять без причастия век, не спасают ни кофе, ни мед, рассыпаю по зеркалу «снег», знаю, скоро усталость пройдет».

Сейчас нет смысла проводить литературоведческий анализ этих стихов, но в них встречаются неожиданные образы, нетипичные обороты и вполне качественные строчки: например, «любовь моя без угла» у Гуцериева, «в припеве босом, в полушуточке» у Васильевой или «вся эта жизнь, короткая – как прежде» у Улюкаева.

Все это очень удивительно. Раньше быть поэтами себе позволяли лишь высокопоставленные сотрудники администрации президента – например, Владислав Сурков, писавший стихи для рок-группы «Агата Кристи», или Джахан Поллыева, песню на чьи стихи пели Алла Пугачева с Кристиной Орбакайте. Но в 90-е годы было невозможно представить, что менеджер крупной корпорации или чиновник пишет стихи, серьезно к этому относится, считает себя поэтом. Более того, у него были бы проблемы – люди чувствовали, что поэту нельзя доверять деньги, ресурсы корпорации или государства.

Вряд ли люди в бизнесе и госслужбе руководствовались словами Платона, что из идеального государства поэт должен быть изгнан. Но многие в 90-е чувствовали, что занятие поэзией – это из прошлого, это непрогрессивно, немодно. Поведение поэта странно и непрогнозируемо, и, следовательно, опасно.

Но сейчас все неожиданно изменилось. Этому есть серьезные причины.

Великая Русская Поэзия не может существовать без Империи. Они возникли одновременно, вместе и исчезли.

Главным символом сочетания имперского служения и стихосложения стал Гавриил Державин. Ему стихи не мешали делать карьеру – более того, именно они превратили его в одного из самых влиятельных чиновников Империи. Написал он оду «Фелица» в честь Екатерины II, и началось его стремительное восхождение к высоким постам. Да, конкуренты, сочиняя на него доносы, обзывали его стихоплетом, но скорее от зависти. Императрица, знающая все слабости человеческой природы, понимала, что многие победные реляции врут, а в стихотворении ложь видна сразу – если оно плохое, то, значит, и лживое.

О взаимоотношениях Пушкина с царями («Видел я трех царей») и имперскими смыслами нам рассказывают как литературоведы, так и школьные учителя. Все значимые советские поэты были заворожены советской Империей, то воспевая, то проклиная ее, – не было ни одного, кто не впустил бы ее в свои стихи. Даже асоциальный элемент и эмигрант Иосиф Бродский построил свою поэтику на имитировании имперской стилистки и само слово «Империя» произносил с придыханием – например, в фильме «Прогулки с Бродским» называл Империей Венецию, которая была аристократической республикой.

В Империи всегда было две главных профессии – Царь и Поэт.

Империя в каждый момент времени создает четкую и актуальную иерархию, относительно которой определяются ценности каждой профессии и каждого человека. И над всей этой табелью о рангах находились две должности, определявшие границы свободы в Империи, – лишь к словам Поэта и Царя подданные относились серьезно. Почувствовать, как это происходило в относительно недавнем прошлом, можно, посмотрев телевизионный фильм Первого канала «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко».

В демократии нет таких жестких иерархий, там каждый за себя, каждый занят своим делом и сам выстраивает, если может, вокруг себя собственную иерархию. И часто лишние смыслы, лишние качества мешают реализации человека – основатель Apple Стив Джобс говорил, что для достижения успеха нужно заниматься одним делом. Сам он в молодости потусовался с современными художниками, научился у них вычленять главные смыслы и эффективно работать с аудиторией, но, вернувшись в бизнес, всего себя подчинил достижению конкретных целей, став одним из самых бескомпромиссных и безжалостных бизнесменов.

Судя по стихам российских бизнесменов и чиновников, у нас пока не Империя и не демократия. Вернется Великая Русская Империя – возродится Великая Русская Поэзия. Но хотим ли мы возвращения Великой Русской Поэзии такой ценой?

Новости и материалы
Рианну высмеяли за русский стиль: «Медведя не хватает»
51-летний Джуд Лоу извалялся в трухе для обложки глянца
Американская ринг-герл показала грудь в полупрозрачной одежде
Боррель призвал ЕС изъять замороженные активы РФ
Раскрыта причина остановки работы Музея истории ГУЛАГа
«Ангел» Victoria's Secret показала образ с самой трендовой верхней одеждой на зиму
Надежда Сысоева раскрыла свой вес на фото в купальнике
Трамп пошутил о невозможности отвязаться от Маска
Названы самые модные фасоны свитеров в стиле принцессы Дианы
В Кремле ответили на вопрос о контакте Путина с командой Трампа
В Москве арестовали фигурантов дела главы отдела СК по Таганрогу
Боррель выразил надежду, что Трамп не ограничит помощь Украине
Ученые разработали пластырь для лечения псориаза
Польша потребовала гарантий от НАТО перед поставкой МиГ-29 Украине
Глава МИД Украины выразил «осторожный оптимизм» после разговора с Блинкеном
Ариана Гранде рассказал о бойфренде: «Сердце счастливо»
«Локомотив» обвинил Дзюбу в неуважении к футбольному сообществу
В Подмосковье таксист выкинул из машины пассажира, ставшего инвалидом на СВО
Все новости