Президент России подписал сенсационный указ о ликвидации старейшего в стране информационного агентства РИА «Новости», основанного Сталиным на третьи сутки после начала Великой Отечественной войны в качестве знаменитого «Совинформбюро». Все права (но неизвестно, все ли активы) группы РИА «Новости» переходят к федеральному государственному унитарному предприятию «Международное информационное агентство «Россия сегодня». В него же войдет упраздняемая как самостоятельная единица радиостанция «Голос России». Новое ФГУП указом президента включается в список стратегических предприятий — то есть автоматически будет запрещено его приватизировать. Как известно, в бытность главой государства Дмитрий Медведев в своем последнем ежегодном президентском послании Федеральному собранию в 2011 году заявлял о необходимости акционирования государственных СМИ. В том числе не исключалась частичная приватизация РИА «Новости».
Теперь государство явно не намерено «приватизировать пропаганду». Только оптимизировать.
В качестве оптимизации госресурсов в указе прописана еще одна мера — журнал «Родина» прекратит самостоятельное существование и станет частью «Российской газеты».
Официальную версию такой перестройки пропагандистского аппарата озвучил глава кремлевской администрации Сергей Иванов. Показательно, что первой из двух целей президентского указа он назвал именно экономическую — ликвидация РИА «Новости» должна снизить расходы на государственные СМИ. «Вторая задача — это повышение эффективности работы государственных СМИ. Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы; объяснять это миру непросто, но делать это можно и нужно, — сказал Иванов. — Надо говорить правду, делать ее доступной максимальному числу людей, использовать для этого современный язык и самые совершенные технологии».
РИА «Новости» считалось как раз самой технологически продвинутой и относительно современной частью кремлевской пропаганды. Неслучайно агентство получило статус главного информспонсора Олимпиады в Сочи — главного пиар-проекта российской власти.
Никаких претензий в малейшей нелояльности этой структуры власть тоже предъявить не могла. Ключ к разгадке этого указа, скорее всего, в словах Иванова об оптимизации расходов. У России все меньше возможностей сорить деньгами, даже на госпропаганду, в условиях стагнации и сокращения расходов на социальные нужды власть с трудом наскребает гигантский военный бюджет. Ну и, конечно, в том, что объяснять миру наши национальные интересы все более «непросто» — хотя бы потому, что эти интересы непонятны самой нации и не всегда понятны власти.
Назначение генеральным директором ФГУП «Россия сегодня» Дмитрия Киселева, имеющего опыт еще советской пропагандистской журналистики (он начинал карьеру на иновещании в Гостелерадио СССР) — тоже показательно. Человек, который на телепрограмме «Исторический процесс» предложил «зарывать сердца геев в землю или сжигать как непригодные для продолжения жизни», а также запретить им донорство, видимо, как нельзя лучше подходит для пропаганды национальных интересов России за рубежом в эпоху нарастающей тотальной конфронтации страны с Западом.
Судя по накалу риторики, которую позволяет себе Киселев в телеэфире, именно таким — агрессивным, не заботящимся о респектабельности и последствиях сказанного — и будет новое лицо информационной политики России в мире. При этом рассчитанный на пропаганду в западных странах телеканал Russia Today пока остался нетронутым. Поэтому ФГУП «Россия сегодня», возможно, сосредоточит свою работу на странах ближнего зарубежья.
Любопытно, что президентский указ и назначение Киселева состоялись в разгар информационной битвы за Украину, где он был едва ли не главным ударным орудием Кремля.
Неоимперский и антизападный пафос, достигший в России в последние месяцы рекордных масштабов с момента распада СССР, видимо, и станет стержнем работы нового агентства.
Не обладая ни экономической, ни политической привлекательностью для бывших советских республик, Россия пытается силой оставить их в орбите собственного угасающего влияния. В этой борьбе все средства хороши: особенно если средств в казне начинает остро не хватать.