В России могут серьезно ограничить торговлю алкоголем. На сей раз, после ограничения продажи винно-водочных изделий по времени в торговых сетях и магазинах, власти намерены взяться за виртуальные каналы их приобретения. Продажу спиртного в интернете Роcалкогольрегулирование предлагает приравнять к пропаганде суицида и распространению наркотиков, а сайты, торгующие алкоголем, начать блокировать, пишет «Российская газета».
Авторы этого проекта правительственного постановления предлагают включить сайты, торгующие зеленым змием, в Единый реестр доменных имен, а также сетевых адресов, доступ к которым ограничивается, — так называемый перечень нежелательных интернет-сайтов. То есть закон, регулирующий интернет, хотят наделить еще и антиалкогольными функциями.
Расцвет торговли спиртным в интернете как раз напрямую связан с тем, что время его продажи в «оффлайне» теперь ограничено. К тому же в сети нет возрастных ограничений на покупку горячительных напитков, которые есть в обычной торговле.
Формально Росалкогольрегулирование ломится в открытую дверь. Дистанционная продажа винно-водочных изделий запрещена в России шесть лет назад, просто нет закона непосредственно по торговле в интернете. Нет сомнений, что и новый запрет торговцы сумеют обойти. В любом случае этот закон на руку реальным сетевым магазинам, поскольку хронические алкоголики едва ли заказывают товар в виртуальной сети.
Россия, в сущности, находится в состоянии перманентной борьбы с пьянством почти тридцать лет, со времен знаменитой горбачевской антиалкогольной кампании.
Варварская рубка виноградников в Крыму и Молдавии, безалкогольные свадьбы с водкой в чайниках, общества трезвости по всей стране, устраивавшие пьяные вечеринки, — вот что осталось в памяти обывателей от позднесоветской борьбы за трезвый образ жизни.
При Борисе Ельцине антиалкогольная кампания было поутихла, но затем возобновилась с новой силой. Сначала лоббисты попытались внедрить Единую автоматизированную систему контроля за оборотом антиалкогольной продукции (причем на основании закона, принятого как раз в ельцинские времена, в 1995 году). Система работала с постоянными сбоями.
В бытность президентом Дмитрия Медведева началась разработка антиалкогольной стратегии до 2020 года (в рамках теперь уже тоже забытой «Стратегии 2020»). Запретили рекламу спиртных напитков на спортивных мероприятиях, ограничили по времени — на телевидении и радио. С 1 января 2013 года вступил в силу полный запрет рекламы винно-водочных изделий в печатных СМИ. При этом те же пивоваренные концерны спонсируют крупные спортивные мероприятия и постоянно требуют снятия ограничений на рекламу их продукции, если соревнования проводятся в России.
Формально потребление алкоголя в России сопоставимо с США, Европой и Австралией — у нас выпивали 13,6 литра на душу населения по итогам 2012 года по сравнению с 12–13 литрами в Штатах и Европе. Но качество спиртного и структура потребления сильно отличаются — наиболее пьющие люди в России употребляют наименее качественный и наиболее крепкий алкоголь и его смертельные суррогаты. При этом количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, по данным МВД России, в последние годы ежегодно растет более чем на 10%.
В большинстве стран мира спиртное в сети продавать разрешено. Но у нас, считают регуляторы рынка, сделать такую торговлю цивилизованной не получается, а потому ее надо просто запретить.
Впрочем, попытки дополнить уже не оправдавшие себя запреты новыми едва ли способны изменить одну из главных привычек россиян. Делается это скорее по инерции: запретительная логика сейчас торжествует во всех сферах российского законодательства. Точно так же бессмысленно вырезать из фильмов сцены распития спиртных напитков — мальчики и девочки узнают об алкоголе не из рекламы, которую тоже существенно ограничили, и не из кино. У них перед глазами есть пример родителей.
Самый действенный способ борьбы с алкоголизмом — тотальная реклама здорового образа жизни. Когда кумиры малолеток в кино, на телевидении, в повседневной жизни демонстрируют приверженность здоровому образу жизни, когда он внедряется в корпоративную культуру, формируется «тренд» на трезвость. А большинство молодых людей любит подражать взрослым, особенно медийным кумирам.
Пока в России не сформируется мода на трезвый образ жизни, новые запреты будут только методами скрытого бизнес-регулирования рынка алкоголя или его увода в тень. Ведь запретный плод всегда сладок. Другое дело, если этот плод становится немодным, а значит (для многих обывателей), и невкусным.