Глава администрации президента Сергей Иванов дал понять, что сам участвовать в выборах президента в 2018 году не будет, и заметил, что сейчас глупо обсуждать то, что произойдет только через пять лет. Действительно, крайне трудно говорить сегодня о возможной конфигурации президентских выборов-2018. Однако прогнозы политического будущего крайне важны. Хотя бы потому, что это будущее формируется уже сегодня. В том числе через действия ключевых политических фигур.
Владимиру Жириновскому в 2018-м исполнится 72 года. Геннадию Зюганову — 74. По большому счету для опытного политика это не такой уж и страшный возраст. Но когда речь идет о лидере крупной партии, в бэкграунде которого многократное участие в президентских выборах с многократным же списком поражений, возраст играет ключевую роль. Опытный политик должен уметь вовремя остановиться, передать эстафетную палочку более молодым. Готовы ли будут Жириновский и Зюганов поставить точку в своей карьере вечных кандидатов? Одно можно сказать наверняка: вопрос об участии в выборах главы государства станет для них предметом серьезных раздумий.
Для Владимира Жириновского, как лидера партии вождистского типа, выдвижение или невыдвижение кандидатом будет зависеть от его личного желания и состояния здоровья. У Геннадия Зюганова ситуация сложнее: многое будет зависеть от того, сформируется ли к следующей кампании влиятельная внутрипартийная фракция, целью которой станет поддержка нового кандидата на президентский пост.
Неучастие Зюганова и Жириновского в очередных выборах главы государства станет концом целой эпохи, будет означать их постепенный уход с политической сцены на заслуженный покой.
И в этом будет принципиальное отличие кампании-2018 от кампании-2004, когда лидеры ЛДПР и КПРФ также не выдвигались в президенты, делегировав вместо себя других людей. Но тогда, в 2004-м, причина заключалась в огромной популярности Владимира Путина, на фоне которого результаты Жириновского и Зюганова выглядели бы до неприличия смешно. Отказ баллотироваться на пост главы государства по этой же причине для лидеров КПРФ и ЛДПР в дальнейшем исключен: к кампании 2012 года рейтинг Владимира Путина уже снизился и вряд ли достигнет прежних высот.
Отсутствие Жириновского и Зюганова в числе будущих кандидатов в президенты — это еще и неизбежные серьезные изменения внутри возглавляемых ими политических сил. В ситуации с КПРФ речь идет о борьбе за лидерство в партии и перераспределении влияния среди нынешнего окружения Геннадия Зюганова. В ситуации с либерал-демократами все гораздо драматичнее: встает вопрос о судьбе собственно ЛДПР, которая существует за счет специфической харизмы вождя.
Что касается Сергея Миронова, то для него возрастной фактор пока неактуален. В повестке дня значится куда более острый вопрос: доживет ли вообще «Справедливая Россия» до следующих выборов президента?
По итогам последней региональной кампании средний результат справороссов по стране составил 5,5%. Цифра, мягко говоря, неутешительная. На сегодняшний день СР находится на грани прохождения в Госдуму. Идеологически неоднородная, мечущаяся от оппозиционности к лояльности партия должна четко определиться, кто ее избиратель и какую модель поведения он от нее ждет. Если справороссы не решат для себя эту проблему, они, скорее всего, обречены. Провал на думских выборах-2016 сделает неактуальным выдвижение кандидата в президенты и с огромной долей вероятности отправит эсеров в политическое небытие.
Не меньшей интригой представляется и возможность появления в числе кандидатов новых ярких фигур, с парламентскими партиями не связанных. Один такой политик уже изъявил готовность выдвигаться — это Алексей Навальный. Однако перспективы его участия в кампании пока что туманны.
Условный или реальный срок получит Навальный в результате рассмотрения апелляции по делу «Кировлеса»? Не привлекут ли его к ответственности по другим, уже возбужденным уголовным делам? Будет ли к началу следующей президентской кампании существовать законодательное ограничение, согласно которому граждане, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, лишаются пассивного избирательного права? Слишком много неизвестных, чтобы делать какой-либо точный прогноз.
Но будет ли отсутствие Навального в кандидатском списке автоматически означать отсутствие там других свежих политических лиц? В стране существует запрос на обновление политической элиты, и к 2018 году он только возрастет. Возможное серьезное ухудшение экономической ситуации, снижение уровня социального самочувствия граждан, неумение власти адекватно и оперативно реагировать на возникающие угрозы — все это способно спровоцировать появление новых лиц в политике. Многие ли еще три года назад знали, кто такой Алексей Навальный?
Однако смена состава участников президентской гонки не делает избирательную кампанию автоматически конкурентной. Станет ли она таковой, зависит от целого ряда факторов, где один из важнейших — величина рейтинга Владимира Путина.
Причем вне зависимости от того, пойдет он на выборы сам или же выдвинет нового преемника. Ну и конечно же, необходимое условие конкурентности — наличие хотя бы у одного из оппонентов Путина воли к победе. Стремление победить не обязательно принесет кандидату первое место, но может стать серьезным заделом на будущее — так, как это получилось с Навальным на выборах мэра Москвы. Начиная с 2000 года ни один из конкурентов Путина воли к победе не проявлял. Участие в выборах было для них всего лишь ритуалом, своего рода политической повинностью — отбыл и забыл.
Состав участников президентской гонки-2018 может оказаться неожиданным и интересным. Но — и это нельзя отрицать — вполне вероятен и другой, привычный расклад: выборы 2018 года — Владимир Путин и все то же «кандидатское политбюро».