Завершающаяся 17 июля ХХVII Всемирная универсиада в Казани с формальной точки зрения прошла более чем успешно. Более 700 тысяч проданных на соревнования и церемонии открытия и закрытия билетов — рекорд подобных мероприятий. Но главное выдающееся достижение — абсолютный рекорд России по количеству выигранных наград. Даже Китай, тоже считающий спорт частью патриотической идеологии и принимавший прошлые соревнования, сподобился всего на 75 золотых медалей.
За день до закрытия Универсиады в 27 видах программы Россия завоевала 150 золотых наград, а в сумме у нас набралось почти 300 медалей из 352 разыгрываемых комплектов. Для сравнения: в Китае на прошлой Универсиаде у российской сборной было на 104 золотых медали меньше, чем сейчас.
Если учесть, что программа следующих Универсиад будет сокращена — пока до 21 вида, и предположить, что в мире найдется не так много столь же тщеславных государств, то можно быть уверенными: в ХХI веке (а может быть, и никогда) этот российский медальный рекорд побит не будет. Так что наши чиновники могут передавать чудесную историю казанского «медалепада» из поколения в поколение. И, может быть, даже включить ее в новый школьный единый учебник истории, который, видимо, будет состоять из сплошного перечня национальных побед.
Однако этот триумф воли для внутреннего потребления выглядит не слишком большим достижением, если проанализировать то, каким способом он был достигнут. Первый вице-президент Международной федерации студенческого спорта, президент Российского студенческого спортивного союза Олег Матыцин, комментируя успешное выступление сборной России на Универсиаде в Казани, проговорился: «Цели побить рекорды по числу золотых медалей или по общему количеству наград мы перед сборной России не ставили. Цель была одна – победа в общекомандном зачете Универсиады. Хотя мы и предполагали, что Россия превзойдет достижение Китая двухлетней давности». К слову, министр спорта Виталий Мутко публично отрицал наличие каких-либо поставленных перед сборной России медальных задач на Универсиаде.
Ради этого триумфа в России спешно стали записывать в студенты спортсменов мирового уровня, чтобы они могли легально соревноваться с любителями. В результате Россия выставила на домашнюю Универсиаду 19 олимпийских чемпионов (больше, чем любая другая страна когда-либо и чем все участники казанских Игр вместе взятые) и около 80 заслуженных мастеров спорта.
По сути мы выглядели как капризный ребенок, пригласивший гостей на свой день рождения, но решивший сам съесть все сладости. Или как борец тяжелого веса, побеждающий соперника из легкого и гордящийся этим выдающимся достижением.
Проблема в том, что 150 золотых медалей Универсиады, как и три сотни медалей всех достоинств, не отражают реального состояния ни студенческого спорта в России, ни большого спорта вообще. Больше этот триумф походит на рукотворную чиновничью сказку для заглаживания собственных комплексов и вероятных неудач России на домашней зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Страны вроде Канады и США тоже стремились выиграть домашние Олимпиады в командном зачете, казалось, даже вопреки олимпийским принципам. Национальная гордость часто принимает уродливые формы. Но им, пожалуй, и в голову не приходило делать это таким способом, каким Россия выиграла домашнюю Универсиаду.
Конечно, наши спортсмены не виноваты в том, что их триумфальное выступление в Казани оставляет неприятный осадок. Они честно боролись с более слабыми соперниками — не поддаваться же им специально. А вот наши чиновники сделали все возможное, чтобы после действительно хорошо проведенной Универсиады в Казани остальной мир воспринимал Россию как глубоко закомплексованную страну, пытающуюся продемонстрировать миру свое величие странными способами.