В воскресенье, 23 июня, главный герой мировых новостей последних дней, беглый сотрудник ЦРУ Эрик Сноуден, разгласивший секретную информацию, прибыл из Гонконга в Москву. По неофициальной информации, еще на подлете к Москве он якобы зарегистрировался на рейс Москва — Гавана и получил посадочный талон. Позднее появилась информация, что беглеца может приютить Эквадор, поскольку он предоставил убежище основателю скандально известного портала WikiLeaks Джулиану Ассанжу. А именно WikiLeaks помог Сноудену получить в Гонконге документы беженца, что, в свою очередь, не могло бы случиться без помощи китайских и гонконгских властей. Ассанж публично пообещал подыскать Сноудену «по-настоящему демократическую» страну для политического убежища, назвав в качестве подходящих кандидатур вышеупомянутый Эквадор и Венесуэлу. А депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников и вовсе заявил, что не без помощи России Сноудену предоставит убежище Белоруссия. Однако пока что Сноуден не вылетел рейсом на Гавану и, по всей видимости, остается в транзитной зоне Шереметьево.
В любом случае Россия оказалась в компании стран, которые решили напакостить Америке в конкретном частном случае, не побоявшись сыграть роль политического офшора для беглого американского спецслужбиста.
Причем в эту компанию входят не только политический карлик Эквадор или ставшая благодаря Уго Чавесу мировым центром вульгарного социализма Венесуэла (что не мешает ей регулярно получать американскую помощь), но и Китай, имеющий все возможности для проведения действительно независимой внешней политики. Российские власти поначалу устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова говорили, что им вообще ничего не известно о пребывании Сноудена в Москве, а потом и вовсе перестали комментировать ситуацию. В любом случае, исходя из характера российско-американских отношений, трудно себе представить, что российские власти передадут Сноудена Штатам, — разве что постараются обменять.
Сноуден организовал утечку данных о деятельности американских разведслужб. В частности, о получении ими доступа ко всем сотовым переговорам в сети Verizon и о секретной программе отслеживания электронной переписки. 14 июня против Сноудена были выдвинуты обвинения по статьям, грозящим многолетними сроками. Можно себе представить, как бы отнеслись российские власти к тому, что в США прибыл агент ФСБ, нанесший аналогичный ущерб российским спецслужбам.
Отношение России (а также Китая, Эквадора, Венесуэлы и еще десятков стран мира) к Америке достаточно точно выразил в интервью CNN сенатор от штата Нью-Йорк Чак Шумер: «Предполагается, что союзники должны обходиться друг с другом достойно, а Путин, похоже, всегда почти готов ткнуть Соединенные Штаты пальцем в глаз, идет ли речь о Сирии, Иране или теперь о Сноудене».
Это чисто эмоциональное желание «ткнуть США пальцем в глаз», которое проявляют многие страны мира, включая Россию, вполне уживается с респектабельными политическими дискуссиями в рамках «большой восьмерки» и «большой двадцатки». Не говоря уже о том, что в тех же России и Китае и население, и власть вполне радостно пользуются широким спектром достижений «ненавистной» американской культуры
от «Макдональдсов» до голливудских блокбастеров. В России под постоянную антиамериканскую риторику заимствуют даже приемы и форматы американской политики — от праймериз, которые проводит «Единая Россия», до эксплуатации Путиным чисто американского политтехнологического образа «своего парня» в общении с населением.
В таком отношении к США проявляется объективная мощь этой страны. Массово ненавидят только по-настоящему сильных. Стараются насолить только тем, кто что-то из себя представляет. К слову, и Россия при Путине активно и сознательно стремится в своей внешней и внутренней политике к тому, чтобы ее боялись и ненавидели. Какой смысл делать что-нибудь назло Эквадору — все равно никто не заметит...