Денег нет — именно так, как это ни прискорбно, можно охарактеризовать ситуацию с бюджетами всех уровней на ближайшие годы. Как денег нет? Ведь рецессии не наблюдается и её не будет, как заверяют нас высокопоставленные правительственные чиновники? Ведь цена на нефть по-прежнему высокая — около $100 за баррель? И тем не менее само правительство в лице Минфина признало, что в 2014–2015 годах федеральный бюджет не досчитается 1,6 трлн рублей запланированных доходов. Естественно, что в такой ситуации задача от президента — нулевой дефицит бюджета к 2015 году — выполнена не будет. Впрочем, не она первая, не она последняя.
Итак, что уже собираются урезать. «Оптимизировать», если более мягко выражаться. А еще в последнее время, если заметили, модным становится такой термин — «консолидировать». Если бюджетные расходы сокращаются, то кому-то показалось более уместным характеризовать это как «консолидацию бюджетных расходов». Да, забавно.
Вот эта самая «консолидация» ждет почти наверняка госпрограмму вооружений — 20 трлн рублей до 2020 года. Сейчас Минфин убеждает Минобороны отодвинуть часть расходов на 2–4 года.
Министр Шойгу, понятное дело, будет до конца сопротивляться такой корректировке. Но Министерству обороны, несмотря на выдающийся лоббистский талант бывшего главы МЧС, придется уступить Минфину, потому что денег и вправду стало не хватать. Выборы 2011–2012 годов для властей прошли успешно, а ведь это 20-трилионное «оборонное» обещание было приурочено именно к ним. Так что теперь можно и пожертвовать весомой частью оборонных расходов.
К тому же сегодня есть куда как более приоритетные расходы, которые, впрочем, тоже придется резать — расходы на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, к примеру. По информации правительства, смету сократят до 250 млрд рублей. Хотя общие расходы на проведение первенства и оценивают по-прежнему в сумму около 660 млрд рублей, в реалистичность этих цифр уже мало кто верит.
Регионы, которые в жесткой борьбе за право проведения матчей чемпионата мира по футболу надеялись на получение огромных денег из федерального бюджета, оказались в ситуации, когда из Москвы им самим советуют поискать денег. Поэтому какой там 1 трлн рублей (первоначальные «хотелки» регионов), какие там 654 млрд рублей (скорректированные запросы после ставшей очевидной нехватки средств). Если и получат, то существенно меньше.
К сожалению, уже понятно, что надежды регионов на масштабную инфраструктурную модернизацию (транспортной инфраструктуры прежде всего) по случаю футбольного первенства не оправдаются. Максимум, на что можно им пока надеяться в этом плане, — это ремонт аэропортовой инфраструктуры и автодорог, идущих от аэропортов к городам.
Если же оценивать в целом состояние региональных бюджетов, то там положение, особенно в перспективе, гораздо хуже даже по сравнению с состоянием федерального бюджета. В 2012 году бюджеты регионов уже недополучили 300 млрд рублей доходов, а в 2013 году эта цифра может удвоиться. Не будем забывать, что непростая ситуация с региональными бюджетами сложилась потому, что исполнение предвыборных обещаний президента в значительном своем объеме стало их обязанностью. Муниципальный уровень — тут говорить и вовсе не о чем. Суммарный долг муниципалитетов на 1 апреля 2013 года составил 232,7 млрд рублей, увеличившись в 16 раз по сравнению с концом 2011 года.
Ну, чтобы перевести дух, может быть, порадуемся хотя бы за наши госкомпании? Да нет, и там ситуация ухудшается. Вот, к примеру, ОАО РЖД. Если в 2012 году его инвестпрограмма составляла немногим менее 500 млрд рублей, то уже в 2013 году она должна сократиться почти на 100 млрд рублей. При таком темпе безопасность наших железных дорог вызывает серьезное беспокойство. Да чего там, у железнодорожников дошло дело даже до того, что, к примеру, не могут рассчитаться по вознаграждениям, предназначенным членам комитета по стратегическому планированию совета директоров ОАО РЖД аж за 2011 год. Нет-нет, это не какие-то там огромные деньги, где-то в районе 300–400 тыс. рублей на человека. Ну это, надо заметить, совсем уж из ряда вон выходящий случай, исключение из правил.
В последние месяцы начиная с августа 2012 года в стране стала расти просроченная задолженность по заработной плате: сейчас она составляет более 2,5 млрд рублей, а было менее 2 млрд рублей. А ведь это официальные цифры.
На этом фоне нарастающих бюджетных проблем обращает на себя внимание выдающийся рост среднемесячной заработной платы работников администрации президента: в I квартале 2013 года она составила более 166 тыс. рублей, что почти на 74% выше соответствующего показателя 2012 года. Если учесть, что численность АП составила на конец I квартала 2013 года 1681 человек, то понимаешь, сколь значительное число людей не согласятся с утверждением, что денег нет. Для сравнения: номинальная среднемесячная зарплата в целом по стране составила в апреле 2013 года 28,8 тыс. рублей, что на 11,7% выше соответствующего показателя прошлого года.
Таким образом, прирост заработной платы у работников президентской администрации за прошедший год оказался более чем в 6 (!) раз больше, чем прирост аналогичного показателя в целом по стране. Получается, что денег нет, но не для всех. И, к сожалению, так и будет.
Денег действительно в ближайшие годы будет все больше не хватать. Никто же из властей даже не допускал, что кризис может вернуться. А он на самом деле никуда и не уходил. Обещаний было дано огромное множество. Вспомните, чуть ли не в грудь себя били, повторяя, что только Россия оказалась способной так увеличить расходы.
Что теперь? Теперь, понятное дело, всё будут валить на мировой экономический кризис, на еврозону, на США, после того как там реально начнется сворачивание программ печатания денег, и т. д. и т. п. Нервозность властей будет нарастать. Как же, все эти мегапроекты, как оказалось, не удается упаковать в лучшем виде. А ведь так хотелось показать, какие мы крутые. И одновременно во всю силу своего действия будет включаться такой закон, я бы его сформулировал следующим образом: «Чем меньше денег в бюджете, тем хуже они используются». Справедливости ради надо сказать, что это не универсальный закон. Это закон, действующий при современной неэффективной и коррумпированной системе госуправления в России.
Обоснованность истинности такого закона доказывается просто. Представьте, что бюджет — это такой «бюджетный пирог», который поделен, в принципе, на два куска: одна часть — это действительно необходимые расходы, другая — это то, что чиновники умудряются использовать с пользой для себя. Так вот, когда кризис, когда денег начинает не хватать, тогда вторая часть — «чиновничья» — не может меньше стать, что называется, по определению. Себя, любимых, никто не обидит. Так что сокращение будет идти за счет первой части.
Мало того, в кризис «чиновничья» бюджетная часть даже увеличивается, потому что в этот период начинает возобладать психология временщика: неизвестно, когда закончится кризис, надо по максимуму «откатить» сегодня. И никакие контрольно-счетные и правоохранительные органы, к сожалению, эффективно противостоять такому поведению не могут.
Кстати, обратите внимание на всплеск совсем уж бессовестных тендеров со стороны чиновничества, наблюдаемых в последнее время. Один лишь заказ туалета в стиле неоклассицизма за 1,6 млн рублей от администрации Красноярска чего стоит.
Почитайте конкурсную документацию по этому тендеру. Почитайте, не пожалеете и порадуетесь за красноярских чиновников, в новом туалете которых «цветочные узоры, украшающие как фоновую плитку, так и декоры ITALON TOUCH, придадут интерьеру необычайный шарм и уникальную эстетичность». Справочно: муниципальный долг г. Красноярска на 1 мая 2013 года превысил 6,5 млрд рублей.
Такая поведенческая модель нашего чиновничества зародилась не в самое последнее время, однако в 2000-е годы она многократно окрепла. Так что бюджетные проблемы на ближайшие годы становятся реальностью. Слишком много было обещано. Слишком много неэффективно расходуется и попросту разворовывается.
Богатейшая страна, а денег нет. А если цены на нефть упадут? А если сланцевый газ станет полномасштабной мировой реальностью? Ну нет, даже думать об этом не хочется. Во всяком случае, при написании этой колонки.
Автор — директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов).